Безжалостный user info php. Суперглобальный массив $_SERVER. Что должен уметь наш RESTful-сервис

Для начала мы усовершенствуем страничку регистрации, добавив возможность загружать аватар. Исходное изображение должно быть формата jpg, gif или png. Так же оно должно быть не более 2 Мб. Не беспокойтесь, после его сжатия скриптом, размер аватара будет около 3 кб и формат jpg. Откройте страницу reg. php и допишите в теге < form > строчку enctype="multipart/form-data" ,как в примере:


Регистрация










Теперь сохраняем reg.php

2.Затем необходимо создать еще одно поле в таблице users . Заходим в phpmyadmin , выбираем нужную базу и таблицу.


Выставляем все значения, как на рисунке:

В это поле будет записываться путь до аватара, а сам он сохраняется в отдельную папку, назовем ее «avatars». Папка будет расположена в том же каталоге, что и остальные файлы скрипта.

3.Переходим к файлу save _ user . php и дописываем следующий код после удаления пробелов у логина и пароля:

//удаляем лишние пробелы
$login = trim($login);

// дописываем новое********************************************

//добавляем проверку на длину логина и пароля
if (strlen($login) < 3 or strlen($login) > 15) {
exit ("Логин должен состоять не менее чем из 3 символов и не более чем из 15.");
}
if (strlen($password) < 3 or strlen($password) > 15) {
exit ("Пароль должен состоять не менее чем из 3 символов и не более чем из 15.");
}

if (!empty($_POST["fupload"])) //проверяем, отправил ли пользователь изображение
{
$fupload=$_POST["fupload"]; $fupload = trim($fupload);
if ($fupload =="" or empty($fupload)) {
unset($fupload);// если переменная $fupload пуста, то удаляем ее
}
}
if (!isset($fupload) or empty($fupload) or $fupload =="")
{
//если переменной не существует (пользователь не отправил изображение),то присваиваем ему заранее приготовленную картинку с надписью "нет аватара"
$avatar = "avatars/net-avatara.jpg"; //можете нарисовать net-avatara.jpg или взять в исходниках
}
else
{
//иначе - загружаем изображение пользователя
$path_to_90_directory = "avatars/";//папка, куда будет загружаться начальная картинка и ее сжатая копия

If(preg_match("/[.](JPG)|(jpg)|(gif)|(GIF)|(png)|(PNG)$/",$_FILES["fupload"]["name"]))//проверка формата исходного изображения
{
$filename = $_FILES["fupload"]["name"];
$source = $_FILES["fupload"]["tmp_name"];
$target = $path_to_90_directory . $filename;
move_uploaded_file($source, $target);//загрузка оригинала в папку $path_to_90_directory
if(preg_match("/[.](GIF)|(gif)$/", $filename)) {
$im = imagecreatefromgif($path_to_90_directory.$filename) ; //если оригинал был в формате gif, то создаем изображение в этом же формате. Необходимо для последующего сжатия
}
if(preg_match("/[.](PNG)|(png)$/", $filename)) {
$im = imagecreatefrompng($path_to_90_directory.$filename) ;//если оригинал был в формате png, то создаем изображение в этом же формате. Необходимо для последующего сжатия
}

If(preg_match("/[.](JPG)|(jpg)|(jpeg)|(JPEG)$/", $filename)) {
$im = imagecreatefromjpeg($path_to_90_directory.$filename); //если оригинал был в формате jpg, то создаем изображение в этом же формате. Необходимо для последующего сжатия
}
//СОЗДАНИЕ КВАДРАТНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ И ЕГО ПОСЛЕДУЮЩЕЕ СЖАТИЕ ВЗЯТО С САЙТА www.codenet.ru
// Создание квадрата 90x90
// dest - результирующее изображение
// w - ширина изображения
// ratio - коэффициент пропорциональности
$w = 90; // квадратная 90x90. Можно поставить и другой размер.
// создаём исходное изображение на основе
// исходного файла и определяем его размеры
$w_src = imagesx($im); //вычисляем ширину
$h_src = imagesy($im); //вычисляем высоту изображения
// создаём пустую квадратную картинку
// важно именно truecolor!, иначе будем иметь 8-битный результат
$dest = imagecreatetruecolor($w,$w);
// вырезаем квадратную серединку по x, если фото горизонтальное
if ($w_src>$h_src)
imagecopyresampled($dest, $im, 0, 0,
round((max($w_src,$h_src)-min($w_src,$h_src))/2),
0, $w, $w, min($w_src,$h_src), min($w_src,$h_src));
// вырезаем квадратную верхушку по y,
// если фото вертикальное (хотя можно тоже серединку)
if ($w_src<$h_src)
imagecopyresampled($dest, $im, 0, 0, 0, 0, $w, $w,
min($w_src,$h_src), min($w_src,$h_src));
// квадратная картинка масштабируется без вырезок
if ($w_src==$h_src)
imagecopyresampled($dest, $im, 0, 0, 0, 0, $w, $w, $w_src, $w_src);
$date=time(); //вычисляем время в настоящий момент.
imagejpeg($dest, $path_to_90_directory.$date.".jpg");//сохраняем изображение формата jpg в нужную папку, именем будет текущее время. Сделано, чтобы у аватаров не было одинаковых имен.
//почему именно jpg? Он занимает очень мало места + уничтожается анимирование gif изображения, которое отвлекает пользователя. Не очень приятно читать его комментарий, когда краем глаза замечаешь какое-то движение.
$avatar = $path_to_90_directory.$date.".jpg";//заносим в переменную путь до аватара.
$delfull = $path_to_90_directory.$filename;
unlink ($delfull);//удаляем оригинал загруженного изображения, он нам больше не нужен. Задачей было - получить миниатюру.
}
else
{
//в случае несоответствия формата, выдаем соответствующее сообщение
exit ("Аватар должен быть в формате JPG,GIF или PNG");
}
//конец процесса загрузки и присвоения переменной $avatar адреса загруженной авы
}



// дописали новое********************************************
// Далее идет все из первой части статьи,но необходимо дописать изменение в запрос к базе.
//подключаемся к базе
// проверка на существование пользователя с таким же логином
$result = mysql_query("SELECT id FROM users WHERE login="$login"",$db);
if (!empty($myrow["id"])) {
exit ("Извините, введённый вами логин уже зарегистрирован. Введите другой логин.");
}
// если такого нет, то сохраняем данные
$result2 = mysql_query ("INSERT INTO users (login,password,avatar) VALUES("$login","$password","$avatar")");
// Проверяем, есть ли ошибки
if ($result2=="TRUE")
{
echo "Вы успешно зарегистрированы! Теперь вы можете зайти на сайт. Главная страница";
}
else {
echo "Ошибка! Вы не зарегистрированы.";
}
?>

4. Необходимо добавить одну таблицу в ту же базу. В ней будут хранится ip-адреса, которые допустили ошибки при входе. Таким образом мы сможем ограничить доступ тем, кто ошибся больше трёх раз подряд на минут 15. Думаю программам, подбирающим пароли, долго придется возиться.
Зайдем в phpmyadmin и создадим новую таблицу с 3-мя полями:


ip - ip-адрес.
date - дата неудачного входа за последние 15 минут у пользователя с данным ip. col - количество ошибок за последние 15 минут у пользователя с данным ip.
Отлично! Готово, теперь изменим файл проверки логина и пароля, ведь теперь у нас пароль зашифрован. Открываем testreg.php и удаляем все, что дальше удаления пробелов с логина и пароля. Далее добавляем следующий код:

//удаляем лишние пробелы
$login = trim($login);
$password = trim($password);

// заменяем новым********************************************
// подключаемся к базе
include ("bd.php");// файл bd.php должен быть в той же папке, что и все остальные, если это не так, то просто измените путь
// минипроверка на подбор паролей
$ip=getenv("HTTP_X_FORWARDED_FOR");
if (empty($ip) || $ip=="unknown") { $ip=getenv("REMOTE_ADDR"); }//извлекаем ip
mysql_query ("DELETE FROM oshibka WHERE UNIX_TIMESTAMP() - UNIX_TIMESTAMP(date) > 900");//удаляем ip-адреса ошибавшихся при входе пользователей через 15 минут.
$result = mysql_query("SELECT col FROM oshibka WHERE ip="$ip"",$db);// извлекаем из базы количество неудачных попыток входа за последние 15 у пользователя с данным ip
$myrow = mysql_fetch_array($result);
if ($myrow["col"] > 2) {
//если ошибок больше двух, т.е три, то выдаем сообщение.
exit("Вы набрали логин или пароль неверно 3 раз. Подождите 15 минут до следующей попытки.");
}
$password = md5($password);//шифруем пароль
$password = strrev($password);// для надежности добавим реверс
$password = $password."b3p6f";
//можно добавить несколько своих символов по вкусу, например, вписав "b3p6f". Если этот пароль будут взламывать методом подбора у себя на сервере этой же md5,то явно ничего хорошего не выйдет. Но советую ставить другие символы, можно в начале строки или в середине.
//При этом необходимо увеличить длину поля password в базе. Зашифрованный пароль может получится гораздо большего размера.

$result = mysql_query("SELECT * FROM users WHERE login="$login" AND password="$password"",$db); //извлекаем из базы все данные о пользователе с введенным логином и паролем
$myrow = mysql_fetch_array($result);
if (empty($myrow["id"]))
{
//если пользователя с введенным логином и паролем не существует
//Делаем запись о том, что данный ip не смог войти.
$select = mysql_query ("SELECT ip FROM oshibka WHERE ip="$ip"");
$tmp = mysql_fetch_row ($select);
if ($ip == $tmp) {//проверяем, есть ли пользователь в таблице "oshibka"
$result52 = mysql_query("SELECT col FROM oshibka WHERE ip="$ip"",$db);
$myrow52 = mysql_fetch_array($result52);
$col = $myrow52 + 1;//прибавляем еще одну попытку неудачного входа
mysql_query ("UPDATE oshibka SET col=$col,date=NOW() WHERE ip="$ip"");
}
else {
mysql_query ("INSERT INTO oshibka (ip,date,col) VALUES ("$ip",NOW(),"1")");
//если за последние 15 минут ошибок не было, то вставляем новую запись в таблицу "oshibka"
}

exit ("Извините, введённый вами логин или пароль неверный.");
}
else {
nbsp; //если пароли совпадают, то запускаем пользователю сессию! Можете его поздравить, он вошел!
$_SESSION["password"]=$myrow["password"];
$_SESSION["login"]=$myrow["login"];
$_SESSION["id"]=$myrow["id"];//эти данные очень часто используются, вот их и будет "носить с собой" вошедший пользователь

//Далее мы запоминаем данные в куки, для последующего входа.
//ВНИМАНИЕ!!! ДЕЛАЙТЕ ЭТО НА ВАШЕ УСМОТРЕНИЕ, ТАК КАК ДАННЫЕ ХРАНЯТСЯ В КУКАХ БЕЗ ШИФРОВКИ
if ($_POST["save"] == 1) {
//Если пользователь хочет, чтобы его данные сохранились для последующего входа, то сохраняем в куках его браузера
setcookie("login", $_POST["login"], time()+9999999);
setcookie("password", $_POST["password"], time()+9999999);
}}
echo "";//перенаправляем пользователя на главную страничку, там ему и сообщим об удачном входе
?>

5. Полностью изменим главную страничку. Необходимо на ней вывести аватар пользователя, вывести ссылку на выход из аккаунта и добавить чекбокс для запоминания пароля при входе.
Index.php

// вся процедура работает на сессиях. Именно в ней хранятся данные пользователя, пока он находится на сайте. Очень важно запустить их в самом начале странички!!!
session_start();
include ("bd.php");// файл bd.php должен быть в той же папке, что и все остальные, если это не так, то просто измените путь
if (!empty($_SESSION["login"]) and !empty($_SESSION["password"]))
{
//если существует логин и пароль в сессиях, то проверяем их и извлекаем аватар
$login = $_SESSION["login"];
$password = $_SESSION["password"];
$result = mysql_query("SELECT id,avatar FROM users WHERE login="$login" AND password="$password"",$db);
$myrow = mysql_fetch_array($result);
//извлекаем нужные данные о пользователе
}
?>


Главная страница


Главная страница

if (!isset($myrow["avatar"]) or $myrow["avatar"]=="") {
//проверяем, не извлечены ли данные пользователя из базы. Если нет, то он не вошел, либо пароль в сессии неверный. Выводим окно для входа. Но мы не будем его выводить для вошедших, им оно уже не нужно.
print <<


HERE;

If (isset($_COOKIE["login"])) //есть ли переменная с логином в COOKIE. Должна быть, если пользователь при предыдущем входе нажал на чекбокс "Запомнить меня"
{
//если да, то вставляем в форму ее значение. При этом пользователю отображается, что его логин уже вписан в нужную графу
echo " value="".$_COOKIE["login"]."">";
}

print <<




HERE;

If (isset($_COOKIE["password"]))//есть ли переменная с паролем в COOKIE. Должна быть, если пользователь при предыдущем входе нажал на чекбокс "Запомнить меня"
{
//если да, то вставляем в форму ее значение. При этом пользователю отображается, что его пароль уже вписан в нужную графу
echo " value="".$_COOKIE["password"]."">";
}

Print <<



Запомнить меня.






Зарегистрироваться



Вы вошли на сайт, как гость

HERE;
}
else
{
//при удачном входе пользователю выдается все, что расположено ниже между звездочками.

print <<
Вы вошли на сайт, как $_SESSION (выход)


Эта ссылка доступна только зарегистрированным пользователям

Ваш аватар:




HERE;

//************************************************************************************
//при удачном входе пользователю выдается все, что расположено ВЫШЕ между звездочками.
}
?>

6. Необходимо сделать возможность выйти из аккаунта пользователям, которые вошли. На главной странице уже была ссылка на выход. Но этого файла пока не существует. Так создадим новый файл exit.php с кодом:

session_start();
if (empty($_SESSION["login"]) or empty($_SESSION["password"]))
{
//если не существует сессии с логином и паролем, значит на этот файл попал невошедший пользователь. Ему тут не место. Выдаем сообщение об ошибке, останавливаем скрипт
exit ("Доступ на эту страницу разрешен только зарегистрированным пользователям. Если вы зарегистрированы, то войдите на сайт под своим логином и паролем
Главная страница");
}

unset($_SESSION["password"]);
unset($_SESSION["login"]);
unset($_SESSION["id"]);// уничтожаем переменные в сессиях
exit("");
// отправляем пользователя на главную страницу.
?>

Ну вот и все! Пользуйтесь на здоровье! Удачи!

На своей практике веб-разработки я очень часто сталкивался с ситуациями, в которых заказчики ставили конкретную цель, а именно о разделении частей админки относительно доступности тем или иным пользователям. При этом разработка данного модуля велась в контексте расширяемой системы, а то есть с нефиксированым числом модулей, к которым организовуется доступ, ну и, соответственно, неограниченным числом пользователей системы.

Что ж, сама по себе данная тема довольно грузная, и требует определённого времени на анализ и постанувку задачи.

В контексте данной статьи, мы будем вести разработку в контексте некоторой абстрактной информационной системы, со своей инфраструктурой и архитектурой, при этом данная система предоставляет пользователю возможность расширять функционал, а то есть устанавливать новые модули, и соответственно устанавливать права доступа к ним тому либо иному пользователю, зарегистрированному в качестве администратора системы.

Давайте с самого начала обсудим архитектуру модульной системы на выбранной нами псевдо-системе.

Все модули представлены ввиде подключаемых к главному документу (индекс-файлу) вставок. Запрос модуля происходит из строки запроса QUERY_STRING, и название подключаемого модуля передаётся в качестве аргумента act. В некотором месте индекса файла происходит изъятие и обработка данного параметра. После, если у пользователя достаточно прав для доступа к модулю в контексте чтения, происходит проверка существования указанного в строке запроса модуля, и если таковой существует, то происходит его подключение к индекс файлу.

Я не просто так упомянул о "контексте чтения", так как наша системе предполагает существование двух контекстов работы с системой, а именно - чтение и запись. При этом под чтением предполагается непосредственный доступ к модулю и к тем его частям, которые не предполагают внесение изменений в структуру данных в БД. Под записью же предполагается непосредственное внесение изменений в информацию, хранимую в базе данных.

Для воплощения данного механизма мы будет проверять значение переменной строки запроса `do`, которая обрабатывается в самом модуле и носит информацию о том, к какому разделу модуля необходимо предоставить доступ пользовалю.

Значение do буду фиксированными, данная переменная будет принимать следующие значения:

  • main - главная часть модуля (доступно в контексте чтения)
  • config - раздел настройки модуля (доступно в контексте записи)
  • create - произвести некоторые действия, по добавлению информации в БД (доступно в контексте записи)
  • delete - доступ к разделу, предоставляющему возможности удалить некоторую информацию, в контексте данного модуля (доступно в контексте записи)
  • edit - доступ к редактированию информации в контексте модуля (доступно в контексте записи)

В целом, этот список можно увеличить, при этом всё зависит лишь только от масштабов проекта и его потребностей в функционале.

Теперь непосредственно о модулях. Кроме физического существования некоторого модуля в контексте файловой системы проекта, модуль так же должен быть добавлен в особую таблицу БД, которая будет содержать информацию о всех существующих модулях в системе. Добавление и изменение данных данной таблицы, обычно, производится непосредственно в контексте модулей, а то есть во время их инсталяции в системе. Однако это уже углубление в принципы посмотроения расширяемых систем, о чём мы как-то в другой раз поговорим, и посему, мы ограничимся ручным обновлением и добавлением данных о модулях.

Так, запись о модуле системы будет содержать следующую информацию: английский идентификатор названия модуля, который будет идентичен значению переменной среды GET - act (относительно него будет производится непосредственно запрос модуля), русский идентификатор модуля, который будет использоватся в списке модулей.

Кроме модулей у нас будут ещё две таблицы, а именно таблица в которой будут хранится данные относительно профилей прав доступа и таблица с информацией о пользователях непосредственно.

Таблица профилей безопасности будет состоять всего из трёх полей - идентификатор профиля (числовое значение идентификатора записи), текстый идентификатор модуля (предназначенный для пользователей), а так же особым образом сформированная текстовая метка, содержащая информацию о правах пользователя, в контексте каждого из модулей.

Что ж, давайте рассмотрим эту особую структуру. Она будет следующей: [ module_indefier: + \: + \;] *

То есть идёт список из пар: имя модуля ":" права чтения "," права записи ";". При этом данная метка обновляется в момент внесения изменений о правах доступа пользователя к системе. Если в системе появляется информация о модуле, который не вошёл в данную метку, то стоит просто произвести процедуру редактирования, и данные сохранятся автоматически.

Теперь же нам осталось рассмотреть структуру всего одной таблицы БД, и мы сможем принятся за реализацию алгоритмической части, а именно таблицы с информацией о пользователях системы, ведь назначение им прав доступа и является нашей главной задачей.

Я не буду добавлять ничего лишнего в неё, но лишь то, что будет использоватся в контексте темы данной статьи. Таблица пользователей будет содержать следующие поля: идентифицатор пользователя (числовой счётчик), логин, пароль (хеш оригинального пароля), профиль безопасности пользователя (идетификатор группы пользователя, относительно прав в системе), и всё. Мне кажется этой информации нам с вами вполне хватит, для реализации поставленной задачи, а уже все остальные надстройки я предоставляю возможность сделать самим.

Итак, структуру мы обсудили, и, надеюсь, у всех сложилось уже некоторое представление о том, как мы будем реализовывать поставленную в теме статьи задачу. Сейчас я приведу вспомогательный SQL-код таблиц, описанных выше, после чего сразу же перейду к воплощению алгоритма проверки прав доступа пользователя, а так же создания и изменения профилей доступа. После каждого отдельного модуля мы подробно обсудим все вопросы, которые могут возникнуть у читателей.

Таблица `modules`:

CREATE TABLE `modules` (`id` bigint(20) NOT NULL auto_increment, `indefier` text collate utf8_unicode_ci NOT NULL, `title` text collate utf8_unicode_ci NOT NULL, PRIMARY KEY (`id`)) ENGINE=MyISAM AUTO_INCREMENT=1 DEFAULT CHARSET=utf8 COLLATE=utf8_unicode_ci;

Таблица `secure_groups`:

CREATE TABLE `secure_groups` (`id` bigint(20) NOT NULL auto_increment, `title` text collate utf8_unicode_ci NOT NULL, `perms` text collate utf8_unicode_ci NOT NULL, PRIMARY KEY (`id`)) ENGINE=MyISAM AUTO_INCREMENT=1 DEFAULT CHARSET=utf8 COLLATE=utf8_unicode_ci ;

Таблица `users`

CREATE TABLE `users` (`id` bigint(20) NOT NULL auto_increment, `login` text collate utf8_unicode_ci NOT NULL, `passwd` text collate utf8_unicode_ci NOT NULL, `groupId` int(1) NOT NULL default "0", PRIMARY KEY (`id`)) ENGINE=MyISAM AUTO_INCREMENT=1 DEFAULT CHARSET=utf8 COLLATE=utf8_unicode_ci ;

temp=array(); $this->temp["_result"]=0; $this->temp["_uid"]=explode("::",$_COOKIE["site_hash"]); $this->temp["_uid"]=$this->temp["_uid"]; $this->temp["_gid"]=$this->getUserSecurityAccess($this->temp["_uid"]); $this->temp["_conn_id"]=mysql_connect("host","user","passwd"); mysql_select_db("database"); $this->temp["_q1"]=mysql_query("SELECT perms" ."FROM `secure_groups`" ."WHERE id=".$this->temp["_gid"]); $this->temp["_access_stamp"]=mysql_fetch_assoc($this->temp["_q1"]); $this->temp["_access_stamp"]=$this->temp["_access_stamp"]["perms"]; $this->temp["_access_stamp"]=explode(";",$this->temp["_access_stamp"]); $this->temp["_access_stamp"]=array_slice($this->temp["_access_stamp"],0,-1); foreach($this->temp["_access_stamp"] as $this->temp["v"]){ $this->temp["_mod_access"]=explode(":",$this->temp["v"]); $this->temp["_mod_indefier"]=$this->temp["_mod_access"]; if($this->temp["_mod_indefier"]==$module){ $this->temp["_perms"]=explode(",",$this->temp["_mod_access"]); switch($act){ case "r": $this->temp["_result"]=($this->temp["_perms"]==1)? 1:0; break; case "w": $this->temp["_result"]=($this->temp["_perms"]==1)? 1:0; break; } break; } } mysql_close($conn_id); return $this->temp["_result"]; } } ?>

Данный класс внедряет функции, предназначенные для воплещения алгоритмического задания, описанного выше. Сейчас мы обсудим каждую функцию отдельно.

Функция secure::getUserId()

Используя данную функцию, мы подразумеваем, что во время авторизации пользователя в системе в переменной среде $_COOKIE была установлена переменная `site_hash`, состоящая из идентификатора пользователя в системе и хеша для проверки аутентичности его в системе. Функция просто изымает значение идентификатора, возращая его значение на выходе.

Функция secure::getUserSecurityAccess($id)

На выходе данная функция возвращает идентификатор профиля безопасности текущего пользователя в системе.

Функция secure::checkUserPermission($module,$act))

Производится запрос к БД, относительно прав пользователя на произведение действий чтения/записи в контексте переданного в качестве параметра модуля.

Осталось лишь описать процедуру формирования переменной в среде $_COOKIE, и тему статьи можно будет считать расскрытой.

Процедура авторизации будет выглядеть ввиде внесения личных данных пользователя (логин и пароль) в специальную форму, после отправки которой произойдёт обработка данных, переданных пользователем, по-методу функции checkAuthData(), и, в случае корректности данных, будет произведено сохранение данных о пользователе ввиде куки записи на период установленный пользователем, либо в отсутствии заданного значение на период по-умолчанию.

Для проверки аутентичности данных хранимых в переменной среде $_COOKIE, мы будем использовать функцию EatCookie(), которая будет производить валидацию данных, возвращая булевый результат проверки (истина - ложь).

Я не привожу форму для отправки, так как это не часть теории программирования, указав лишь идентификаторы полей.

  • `ulogin` - логин пользователя
  • `upasswd` - пароль пользователя
  • `stime` - время сессии, устанавливаемое пользователем (от 1 до 5 часов)
  • `auth` - имя кнопки отправки

Вот, в целом и всё. Осталось лишь пробовать, экспериментировать, ошибатся и находить решение, что я всецело и оставляю вам.

Надеюсь, что мы скоро встретимся, а для тех кто имеет ко мне вопрос в отношении статьи, да и не только - писать на [email protected], либо на [email protected].

С уважением Карпенко Кирилл, глава IT-отдела ИНПП.

$HTTP_SERVER_VARS [удалено]

(PHP 4 >= 4.1.0, PHP 5, PHP 7)

$_SERVER -- $HTTP_SERVER_VARS [удалено] Информация о сервере и среде исполнения

Описание

Переменная $_SERVER - это массив, содержащий информацию, такую как заголовки, пути и местоположения скриптов. Записи в этом массиве создаются веб-сервером. Нет гарантии, что каждый веб-сервер предоставит любую из них; сервер может опустить некоторые из них или предоставить другие, не указанные здесь. Тем не менее, многие эти переменные присутствуют в » спецификации CGI/1.1 , так что вы можете их ожидать их реализации и в конкретном веб-сервере.

Переменная $HTTP_SERVER_VARS содержит ту же начальную информацию, но она не суперглобальная . (Заметьте, что $HTTP_SERVER_VARS и $_SERVER являются разными переменными, так что PHP обрабатывает их соответственно). Также учтите, что "длинные массивы" были удалены в версии PHP 5.4.0, поэтому $HTTP_SERVER_VARS больше не существует.

Индексы

Вы можете найти (а можете и не найти) любой из следующих элементов в массиве $_SERVER . Заметьте, что немногие элементы, если вообще такие найдутся, будут доступны (или действительно будут иметь значение), если PHP запущен в командной строке .

" PHP_SELF " Имя файла скрипта, который сейчас выполняется, относительно корня документов. Например, $_SERVER["PHP_SELF"] в скрипте по адресу http://example.com/foo/bar.php будет /foo/bar.php . Константа __FILE__ содержит полный путь и имя файла текущего (то есть подключенного) файла. Если PHP запущен в командной строке, эта переменная содержит имя скрипта, начиная с PHP 4.3.0. Раньше она была недоступна. "argv " Массив аргументов, переданных скрипту. Когда скрипт запущен в командой строке, это дает C-подобный доступ к параметрам командной строки. Когда вызывается через метод GET, этот массив будет содержать строку запроса. "argc " Содержит количество параметров, переданных скрипту (если запуск произведен в командной строке). " GATEWAY_INTERFACE " Содержит используемую сервером версию спецификации CGI; к примеру"CGI/1.1 ". " SERVER_ADDR " IP адрес сервера, на котором выполняется текущий скрипт. " SERVER_NAME " Имя хоста, на котором выполняется текущий скрипт. Если скрипт выполняется на виртуальном хосте, здесь будет содержатся имя, определенное для этого виртуального хоста. " SERVER_SOFTWARE " Строка идентификации сервера, указанная в заголовках, когда происходит ответ на запрос. " SERVER_PROTOCOL " Имя и версия информационного протокола, через который была запрошена страница; к примеру "HTTP/1.0 "; " REQUEST_METHOD " Какой метод был использован для запроса страницы; к примеру "GET ", "HEAD ", "POST ", "PUT ".

Замечание :

PHP скрипт завершается после посылки заголовков (то есть после того, как осуществляет любой вывод без буферизации вывода), если запрос был осуществлен методом HEAD .

" REQUEST_TIME " Временная метка начала запроса. Доступна, начиная с PHP 5.1.0. " REQUEST_TIME_FLOAT " Временная метка начала запроса с точностью до микросекунд. Доступна, начиная с PHP 5.4.0. " QUERY_STRING " Строка запросов, если есть, с помощью которой была получена страница. " DOCUMENT_ROOT " Директория корня документов, в которой выполняется текущий скрипт, в точности та, которая указана в конфигурационном файле сервера. " HTTP_ACCEPT " Содержимое заголовка Accept: из текущего запроса, если он есть. " HTTP_ACCEPT_CHARSET " Содержимое заголовка Accept-Charset: из текущего запроса, если он есть. Например: "iso-8859-1,*,utf-8 ". " HTTP_ACCEPT_ENCODING " Содержимое заголовка Accept-Encoding: gzip ". " HTTP_ACCEPT_LANGUAGE " Содержимое заголовка Accept-Language: из текущего запроса, если он есть. Например: "en ". " HTTP_CONNECTION " Содержимое заголовка Connection: из текущего запроса, если он есть. Например: "Keep-Alive ". " HTTP_HOST " Содержимое заголовка Host: из текущего запроса, если он есть. " HTTP_REFERER " Адрес страницы (если есть), которая привела браузер пользователя на эту страницу. Этот заголовок устанавливается веб-браузером пользователя. Не все браузеры устанавливают его и некоторые в качестве дополнительной возможности позволяют изменять содержимое заголовка HTTP_REFERER . Одним словом, в самом деле ему нельзя доверять. " HTTP_USER_AGENT " Содержимое заголовка User-Agent: из текущего запроса, если он есть. Эта строка содержит обозначение браузера, которым пользователь запросил данную страницу. Типичным примером является строка: Mozilla/4.5 (X11; U; Linux 2.2.9 i586) . Среди прочего, вы можете использовать это значение с функцией get_browser() чтобы адаптировать вывод вашей страницы к возможностям браузера пользователя " HTTPS " Принимает непустое значение, если запрос был произведен через протокол HTTPS.

Замечание : Обратите внимание, что при использовании ISAPI с IIS значение будет off , если запрос не был произведен через протокол HTTPS.

" REMOTE_ADDR " IP-адрес, с которого пользователь просматривает текущую страницу. " REMOTE_HOST " Удаленный хост, с которого пользователь просматривает текущую страницу. Обратный просмотр DNS базируется на значении переменной REMOTE_ADDR .

Замечание : Ваш веб-сервер должен быть настроен, чтобы создавать эту переменную. Для примера, в Apache вам необходимо присутствие директивы HostnameLookups On в файле httpd.conf , чтобы эта переменная создавалась. См. также gethostbyaddr() .

" REMOTE_PORT " Порт на удаленной машине, который используется для связи с веб-сервером. " REMOTE_USER " Аутентифицированный пользователь. " REDIRECT_REMOTE_USER " Аутентифицированный пользователь, если запрос был перенаправлен изнутри. " SCRIPT_FILENAME "

Абсолютный путь к скрипту, который в данный момент исполняется.

Замечание :

Если скрипт запускается в командной строке (CLI), используя относительный путь, такой как file.php или../file.php , переменная $_SERVER["SCRIPT_FILENAME"] будет содержать относительный путь, указанный пользователем.

" SERVER_ADMIN " Эта переменная получает свое значение (для Apache) из директивы конфигурационного файла сервера. Если скрипт запущен на виртуальном хосте, это будет значение, определенное для данного виртуального хоста. " SERVER_PORT " Порт на компьютере сервера, используемый веб-сервером для соединения. Для установок по умолчанию, значение будет "80 "; используя SLL, например, это значение будет таким, какое сконфигурировано для соединений безопасного HTTP.

Замечание : Чтобы получить физический (реальный) порт в Apache 2, необходимо установить UseCanonicalName = On и UseCanonicalPhysicalPort = On , иначе это значение может быть подменено и не вернуть реальной значение физического порта. Полагаться на это значение небезопасно в контексте приложений, требующих усиленной безопасности.

" SERVER_SIGNATURE " Строка, содержащая версию сервера и имя виртуального хоста, которые добавляются к генерируемым сервером страницам, если включено. " PATH_TRANSLATED " Filesystem- (not document root-) based path to the current script, after the server has done any virtual-to-real mapping.

Замечание : Начиная с PHP 4.3.2, переменная PATH_TRANSLATED больше не устанавливается неявно в Apache 2 SAPI , по сравнению с Apache версии 1, где она устанавливается в то же самое значение, что и переменная SCRIPT_FILENAME , когда она не используется Apache. Это изменение было сделано для соответствия спецификации CGI , где переменная PATH_TRANSLATED должна существовать только тогда, когда PATH_INFO определена. Пользователи Apache 2 могут использовать директиву AcceptPathInfo = On в конфигурационном файле httpd.conf для задания переменной PATH_INFO .

" SCRIPT_NAME " Содержит путь, к текущему исполняемому скрипту. Это полезно для страниц, которые должны указывать на самих себя. Константа __FILE__ содержит полный путь и имя текущего (т.е. включаемого) файла. " REQUEST_URI " URI, который был передан для того, чтобы получить доступ к этой странице. Например, "/index.html ". " PHP_AUTH_DIGEST " При выполнении HTTP Digest аутентификации, этой переменной присваивается заголовок "Authorization", который присылается клиентом (его необходимо потом использовать для соответствующей валидации). " PHP_AUTH_USER " Когда выполняется HTTP-аутентификация, этой переменной присваивается имя пользователя, предоставленное пользователем. " PHP_AUTH_PW " Когда выполняется HTTP-аутентификация, этой переменной присваивается пароль, предоставленный пользователем. " AUTH_TYPE " Когда выполняется HTTP-аутентификация, этой переменной присваивается тип аутентификации, который используется. " PATH_INFO " Содержит любой предоставленный пользователем путь, содержащийся после имени скрипта, но до строки запроса, если доступно. Например, если текущий скрипт запрошен по URL http://www.example.com/php/path_info.php/some/stuff?foo=bar , то переменная $_SERVER["PATH_INFO"] будет содержать /some/stuff ?>

Результатом выполнения данного примера будет что-то подобное.

Недомыслие — это когда от страсти становится не до мыслей.

Смешные афоризмы

Недомыслие как качество личности – склонность не додумывать последствия своих действий; вести себя недостаточно обдуманно, глупо, неосмысленно; неспособность глубоко и основательно мыслить, правильно понимать что-либо.

Как-то суровой зимой у семьи закончились дрова. Отец вышел на околицу, нашёл мёртвое дерево и срубил его. Весной он увидел, что из пня, срубленного им дерева, пробиваются побеги. - Я был уверен, - сказал отец, - что это дерево мёртвое. Тогда было так холодно, что от мороза его ветви трескались, ломались и падали на землю, как будто у него в корнях не оставалось и капли жизни. Теперь я вижу, что жизнь ещё теплилась в этом стволе.

И, повернувшись к сыну, он сказал: - Запомни этот урок. Никогда не руби дерево зимой. Никогда не принимай решения по недомыслию, в неподходящее время или когда находишься в плохом состоянии души. Жди. Будь терпеливым, плохие времена пройдут. Помни, что весна возвратится.

Недомыслие – дочь глупости и бестолковости. Это отсутствие всякого присутствия здравомыслия. Недомыслие говорит о невнимательности и неуважительности к людям. Кого мы любим и уважаем, о том заботимся, о том беспокоимся и переживаем, поэтому домысливаем все нюансы, все мелочи, которые могут ему навредить или помешать жить. Кого не уважаем и не ценим, к тому проявляем недомыслие.

Недомыслие – союзник идиотства, бестолковости, дурости и безмозглости.

Парень, разыгрывая любознательность, спрашивает у симпатичной стюардессы: - Девушка, а что означает ТУ-154-2Б? – Сам что ли не можешь додуматься? Ну, ТУ - это значит, что самолет выпущен конструктором Туполевым, 150 - количество мест в салоне, а 4 - это сколько членов экипажа. - А 2Б? – Ну, видно недомыслие твой конёк! Это мы с Маринкой.

Недомыслие – это когда человек живёт без понимания, что за каждый поступок придётся отвечать. Ему не приходит в голову мысль, что последствия его действий, как бумеранг, вернутся к нему по закону кармы. И плохое и хорошее обязательно опять вернётся.

Недомыслие – отработанный способ доставить неудобства своему окружению.

В. Щлахтер говорит, что очень часто мы недомыслие воспринимаем за тупость. Или вообще за скотство. Например, водитель выехал на загруженный перекресток. Он перекрыл движение всем, кто стоит на боковой дороге и ждет зеленого сигнала светофора. Но от это сделал, скорее всего, не со злости, и не потому, что он тупая подлая скотина. Он просто не утрудил свою несчастную головушку додумать последствия. Теперь все сигналят ему (чаще ей!), называют самыми нелестными эпитетами из неформальной лексики.

— Оставь коту побольше воды, меня три дня не будет, — сообщает мама. И сынок привозит коту упаковку пластиковых полуторалитровых бутылок. Пей, котяра! То, что коту не под силу открыть бутылку и напиться из нее сыну даже в голову не приходит. Попросили побольше воды — он и принес побольше, какие проблемы? Он это сделал не от тупости. И не от ненависти к несчастному коту. От недомыслия!

Недомыслие приходит в ум гораздо раньше здравомыслия. Оно всегда сопровождается поспешными суждениями.

Учитель всегда предостерегал своих учеников от недомыслия, то есть от поспешных суждений о людях и ещё более от необдуманных советов. Он говорил так: - До тех пор, пока вы не почувствуете сердцем и разумом, что проникли в самую суть проблемы и самые малые сомнения в том, что вы поступаете верно не оставят вас, пусть наилучшим вашим действием будет бездействие, а наивернейшим словом - молчание. В противном случае, ваш совет заставит людей повторить судьбу крестьянина, страдающего от недомыслия.

А что с ним произошло? - спросили ученики. - Его дом, стоящий на возвышении со всех сторон обдувался жестокими ветрами. Крестьянин по недомыслию наивно полагал, что ветер появляется оттого, что окружавшие дом высокие деревья качаются из стороны в сторону. Однажды он осерчал и вырубил все деревья. В результате, лишившийся последней защиты дом стал ещё более холодным и продуваемым ветрами.

Недомыслие – бич людей, думающих только о своих интересах.

Прапорщик спрашивает у солдата: - Что нужно делать при вспышке ядерного взрыва? - Лечь ногами к вспышке и накрыться руками - отвечает тот. - Неправильно. Нужно вытянуть вперед руки с автоматом, чтобы расплавленный металл не капал на казенные сапоги.

Недомыслие толкает человека в среду неопределённости. Когда человек не может домыслить, что будет происходить через несколько минут, значит, он живёт в состоянии полной неопределённости.

Муж вернулся из командировки. Дома никого. Решил спрятаться, чтобы сделать сюрприз жене. Вдруг видит, в квартиру входит жена с каким-то мужчиной. Заходят в спальню. Дверь закрывается, муж скорее к замочной скважине. И видит, как жена целуется с этим мужчиной, он снимает с нее всю одежду, бросаются оба на кровать, он снимает с себя одежду, а трусы бросает в сторону входной двери, где прячется муж, и они, повиснув на ручке, закрывают мужу замочную скважину и весь обзор. И тут муж с досадой думает: — Ну, вот зря день потерял, опять полная неопределенность!

Петр Ковалев

Те, кто более-менее серьёзно изучал PHP знают, что существует один очень полезный глобальный массив в PHP , который называется $_SERVER . И вот хотелось бы в этой статье разобрать самые популярные ключи и их значения в этом массиве, так как их знание просто обязательно даже для начинающего PHP-программиста .

Прежде чем приступить к глобальному массиву $_SERVER в PHP , сразу сделаю небольшую подсказку. Есть замечательная функция, встроенная в PHP , которая называется phpinfo() . Давайте сразу приведу пример её использования:

phpinfo();
?>

В результате выполнения этого просто скрипта Вы увидите огромную таблицу с различными настройками интерпритатора PHP , в том числе, ближе к концу будет таблица значений глобального массива $_SERVER . Там будут перечислены все ключи и все соответствующие им значения. Чем это может Вам помочь? А тем, что если Вам потребуется то или иное значение, и Вы забудете, как называется ключ, то с помощью функции phpinfo() Вы можете всегда вспомнить его название. В общем, Вы выполните этот скрипт и сразу меня поймёте.

А теперь давайте перейдём к самым популярным ключам массива $_SERVER :

  • HTTP_USER_AGENT - этот ключ позволяет узнать характеристику клиента. В большинстве случаев, это, безусловно, браузер, однако, не всегда. И опять же, если браузер, то какой, вот в этой переменной об этом можно и узнать.
  • HTTP_REFERER - содержит абсолютный путь к тому файлу (PHP-скрипт , HTML-страница ), с которого перешли на данный скрипт. Грубо говоря, откуда пришёл клиент.
  • SERVER_ADDR - IP-адрес сервера.
  • REMOTE_ADDR - IP-адрес клиента.
  • DOCUMENT_ROOT - физический путь к корневой директории сайта. Это опция задаётся через конфигурационный файл сервера Apache .
  • SCRIPT_FILENAME - физический путь к вызванному скрипту.
  • QUERY_STRING - весьма полезное значение, которое позволяет получить строку с запросом, а дальше можно заниматься парсингом этой строки.
  • REQUEST_URI - ещё более полезное значение, которое содержит не только сам запрос, но и вместе с ним относительный путь к вызываемому скрипту от корня. Это очень часто используется для удаления дублирования с index.php , то есть когда у нас такой URL : "http://mysite.ru/index.php " и "http://mysite.ru/ " ведут на одну страницу, а URLы разные, следовательно, дублирование, что плохо скажется на поисковой оптимизации. И вот с помощью REQUEST_URI мы можем определить: с index.php или нет был вызван скрипт. И можем сделать редирект с index.php (если он присутствовал в REQUEST_URI ) на без index.php . В результате, при передаче такого запроса: "http://mysite.ru/index.php?id=5 ", у нас будет происходить редирект на URL : "http://mysite.ru/?id=5 ". То есть мы избавились от дублирования, удалив из URL этот index.php .
  • SCRIPT_NAME - относительный путь к вызываемому скрипту.

Пожалуй, это все элементы глобального массива $_SERVER в PHP , которые используются регулярно. Их надо знать и уметь использовать, когда это необходимо.