Диспетчер поездной. Поездной диспетчер Диспетчер по регулированию вагонного парка

Поездной диспетчер - ответственный работник хозяйства перевозок железнодорожного транспорта , который единолично руководит движением поездов на своём участке (диспетчерском круге) и несёт за это полную ответственность. Его приказы по движению поездов подлежат беспрекословному выполнению работниками, связанными с движением поездов: дежурными по станциям , машинистами локомотивов , главными кондукторам сборных поездов и т. д.

Никто, кроме поездного диспетчера, не имеет права давать оперативные распоряжения по движению поездов.

Цель работы

Цель работы поездного диспетчера заключается в обеспечении движения поездов и местной работы на участке в соответствии с графиком движения поездов и оперативным планом, а также в соблюдении максимального уровня безопасности движения.

Технология работы

При существующей структуре диспетчерского управления рабочее место поездного диспетчера физически находится в здании ЕДЦУП (Единого дорожного центра управления перевозками), при этом его участок фактически может находиться на достаточно удалённом расстоянии. Например, на Московской железной дороге здание ЕДЦУП расположено в г. Москве , где расположены рабочие места всех поездных диспетчеров дороги, когда диспетчерский круг № 12 Орёл-Серпухов находится на удалении в 100-160 километров.

Для контактов поездного диспетчера с исполнителями используются различные виды связи . Указания по движению поездов дежурным по станциям передаются по специальной селекторной (избирательной) телефонной связи. Она позволяет вызвать любой включённый в линию пункт отдельно, а также несколько (групповой вызов) или все пункты (циркулярный вызов). Для контактов поездного диспетчера с машинистами движущихся поездов используется радиосвязь , однако на практике, большинство приказов машинистам (например, приказ на нагон или на повышение участковой скорости) передаётся через дежурных по станциям.

На многих участках, оборудованных автоблокировкой, рабочее место ДНЦ оснащается устройствами диспетчерского контроля в виде табло, на котором изображена схема участка и промежуточных станций . Специальная световая индикация сигнализирует о показании сигналов и о фактическом занятии поездами блок-участков и путей на станциях.

Вступление и несение дежурства.

Приняв смену, ДНЦ регистрируемым циркулярным приказом объявляет всем ДСП своего участка о вступлении на дежурство, наличии поездов на участке - проводит планерное совещание. Далее, дежурные по станциям поочерёдно докладывают о вступлении на дежурство, работе устройств СЦБ и связи, наличии действующих предупреждений и занятии приёмоотправочных путей.

О фактическом прибытии, отправлении, проследовании поездов и других событиях ДНЦ узнаёт по докладам дежурных по станциям или при помощи системы диспетчерского контроля.

Непосредственно на оперативную обстановку ДНЦ влияет при помощи диспетчерских распоряжений, которые отдаются либо устно, либо в виде письменных приказов, регистрируемых в специальном журнале формы ДУ-58.

Согласно должностной инструкции, запрещается загружать диспетчера работой, не связанной с движением поездов.

График исполненного движения

Основным инструментом диспетчерского управления служит график исполненного движения. Он предназначен для выполнения основных функций поездного диспетчера: контроля, планирования и регулирования движения поездов, на котором поездной диспетчер отмечает все данные о движении, а также все нарушения нормальной работы на участке и их причины. Физически график исполненного движения - это лист формата А1, с нанесённой на него сеткой графика участка и дополнительной информацией (времена хода поездов, названия раздельных пунктов, их коды и т. д.). Диспетчер с течением времени вручную наносит на график исполненные нитки нормативного графика (который, как правило, расположен перед ним).

Также на графике исполненного движения указываются:

  • Номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес и условная длина поездов
  • Время отправления, прибытия и проследования поездов по станциям участка
  • Данные об использовании локомотивов
  • Данные о поездной и грузовой работе станций по установленным периодам суток
  • Занятие приёмо-отправочных путей на промежуточных станциях
  • Снятие напряжения в контактной сети на главных и приёмо-отправочных путях станций и перегонов
  • Действующие предупреждения, требующие снижения скорости
  • Движение поездов по неправильному пути
  • Закрытие перегонов, путей и других устройств, обслуживающих движение

Для облегчения труда диспетчера на многих рабочих местах используются поездографы - приборы, автоматически регистрирующие ход поездов на графике исполненного движения, многоцелевая компьютерная программа ГИД «Урал-ВНИИЖТ» . На особо напряжённых кругах вводится дополнительная штатная единица - графист, который помогает поездному диспетчеру в выполнении его пассивных функций.

Функции поездного диспетчера

Можно разделить на активные и пассивные:

Активные функции выражаются в трёх основных элементах:

  • Текущее планирование - предварительное составление плана пропуска поездов по участку на определённый период и последующие его корректировки. При этом диспетчер преследует цель - минимизировать задержки поездов и отклонения от нормативного графика. Практически, поездной диспетчер выполняет это планирование после каждого получения о свершившемся событии (например, о готовности к отправлению передаточного поезда на одной из станций, или о внезапном нарушении нормальной работы устройств, за которым следует нарушение нормативного графика и т. д.)
  • Диспетчерское регулирование - своевременная выдача необходимых распоряжений для осуществления запланированного пропуска поездов с учётом всех возникающих изменений поездной ситуации, как то:
    • Ускорение хода поезда по сравнению с графиковым (ДНЦ договаривается с машинистом поезда об ускоренном следовании по участку, выдаёт ему диспетчерское расписание и, со своей стороны, обязуется предоставить «зелёную улицу»)
    • Изменение пунктов скрещения и обгона поездов
    • Движение по неправильному пути (для организации безостановочного обгона и форсированного пропуска поездов в одном направлении)
    • Сдваивание поездов (для ускорения пропуска вагонопотоков в период предоставления «окон»)
  • Оценочно-контрольные действия - оценка достигнутого результата по сравнению с запланированным.

Все эти действия выполняются параллельно, постоянно накладываясь друг на друга. При отклонении поездов от графика по различным причинам, поездному диспетчеру в короткое время приходится решать сложные многовариантные задачи. Чтобы достичь хороших результатов, диспетчер должен все время идти «вперёд поездов», постоянно планируя порядок их пропуска. При этом он должен предвидеть все эксплуатационные события: скрещения, обгоны, задержки при движении «по удалению» и т. д. Для этого он мысленно продлевает на своём графике линии хода поездов, определяя время свершения этих событий и намечая регулировочные меры

Пассивные функции: ведение графика исполненного движения, обмен подходами поездов с соседними диспетчерами, передача сведений о поездах и вагонах на станции, заполнение приложений к графику. На эти операции поездной диспетчер затрачивает от 25 до 35 процентов своего рабочего времени. Освободив его от них (методами, указанными выше) можно значительно повысить эффективность его работы или увеличить протяжённость участка.

Помимо поездной работы, диспетчер организует местную работу своего участка: организует продвижение передаточных, вывозных и сборных поездов с вагонами, назначением на промежуточные станции участка, заблаговременно сообщает дежурным по этим станциям о подходе вагонов, обеспечивает погрузку порожними вагонам, принимает меры для скорейшего вывоза погруженных вагонов и порожних вагонов из-под выгрузки с участка на ближайшие технические станции. В настоящее время часть этих функций передаётся диспетчеру ЦУМР (Центра управления местной работой).

Диспетчерская централизация

Позволяет резко повысить эффективность труда, которая объединяет в одной системе автоблокировку на перегонах, электрическую централизацию на станциях и устройства телеуправления стрелками и сигналами. Она позволяет отказаться от дежурных по станциям за счёт передачи их функций по управлению стрелками и сигналами поездному диспетчеру. В необходимых случаях (при неисправности технических средств, резком увеличении маневровой работы) станция может переводится на резервное управление. При этом стрелками и сигналами управляет дежурный по станции либо начальник станции. ДЦ освобождает диспетчера от основной массы переговоров, однако загружает его непосредственным управлением стрелками и сигналами.

Особенности работы на электрифицированных участках.

На таких участках диспетчер должен учитывать условия электроснабжения. Чтобы обеспечить нормальное напряжение в контактной сети, необходимо пропускать поезда с установленными по графику интервалами. Нельзя допускать следование тяжеловесных и соединённых поездов пакетами (друг за другом с выдерживанием только лишь межпоездного интервала). О выпуске таких поездов ДНЦ должен заблаговременно известить энергодиспетчера.

Заключение

Поездные диспетчера - многочисленный отряд работников, во многом определяющих ход эксплуатационной работы на дорогах.

Работа железнодорожного транспорта подчинена трём законам (по убывающей степени важности):

  • Обеспечение безопасности движения поездов
  • График движения поездов
  • План формирования

Поездной диспетчер в полной мере, как никто из работников, уполномоченных оперативно управлять эксплуатационной работой, влияет одновременно на все три закона. В их число должны входить опытные движенцы, накопившие достаточный опыт работы дежурным по станции и другими ответственными работниками службы движения (маневровые и станционные диспетчера, старшие дежурные по станции и т. п.). При назначении на должность поездной диспетчер выдерживает испытания в знании основ оперативного управления и теории в ревизорской службе управления железной дороги, проходит медицинское освидетельствование и тестирование опытным психологом. Также желательно иметь высшее образование по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте».

Коды профессии

  • Полное название: участковый поездной диспетчер .
  • Телеграфный шифр: ДНЦ . Как правило, при использовании шифра указывается и номер круга, например, ДНЦ-8 Иванов .

Источники и библиография

  • Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (ЦД-790)
  • Должностная инструкция участковому поездному диспетчеру
  • «Диспетчерские центры и технология управления перевозочным процессом», к.т. н. Левин Д. Ю. (МИИТ), 2005 г.

Напишите отзыв о статье "Поездной диспетчер"

Ссылки

Фотографии

  • . .
  • . .
  • . .
  • . .
  • . .

См. также

Отрывок, характеризующий Поездной диспетчер

– О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону.
– Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу.
– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.
Но в это время Берг подошел к Пьеру, настоятельно упрашивая его принять участие в споре между генералом и полковником об испанских делах.
Берг был доволен и счастлив. Улыбка радости не сходила с его лица. Вечер был очень хорош и совершенно такой, как и другие вечера, которые он видел. Всё было похоже. И дамские, тонкие разговоры, и карты, и за картами генерал, возвышающий голос, и самовар, и печенье; но одного еще недоставало, того, что он всегда видел на вечерах, которым он желал подражать.
Недоставало громкого разговора между мужчинами и спора о чем нибудь важном и умном. Генерал начал этот разговор и к нему то Берг привлек Пьера.

На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день.
Все в доме чувствовали для кого ездил князь Андрей, и он, не скрывая, целый день старался быть с Наташей. Не только в душе Наташи испуганной, но счастливой и восторженной, но во всем доме чувствовался страх перед чем то важным, имеющим совершиться. Графиня печальными и серьезно строгими глазами смотрела на князя Андрея, когда он говорил с Наташей, и робко и притворно начинала какой нибудь ничтожный разговор, как скоро он оглядывался на нее. Соня боялась уйти от Наташи и боялась быть помехой, когда она была с ними. Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуты оставалась с ним с глазу на глаз. Князь Андрей поражал ее своей робостью. Она чувствовала, что ему нужно было сказать ей что то, но что он не мог на это решиться.
Когда вечером князь Андрей уехал, графиня подошла к Наташе и шопотом сказала:
– Ну что?
– Мама, ради Бога ничего не спрашивайте у меня теперь. Это нельзя говорить, – сказала Наташа.
Но несмотря на то, в этот вечер Наташа, то взволнованная, то испуганная, с останавливающимися глазами лежала долго в постели матери. То она рассказывала ей, как он хвалил ее, то как он говорил, что поедет за границу, то, что он спрашивал, где они будут жить это лето, то как он спрашивал ее про Бориса.
– Но такого, такого… со мной никогда не бывало! – говорила она. – Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да? Мама, вы спите?
– Нет, душа моя, мне самой страшно, – отвечала мать. – Иди.
– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!…
Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное».
– Что ж он тебе еще говорил? Какие стихи то эти? Прочти… – задумчиво сказала мать, спрашивая про стихи, которые князь Андрей написал в альбом Наташе.
– Мама, это не стыдно, что он вдовец?
– Полно, Наташа. Молись Богу. Les Marieiages se font dans les cieux. [Браки заключаются в небесах.]
– Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать.
В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней.

В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом.
Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей.
– А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу.
Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.
– Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.
Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.
– В Наташу Ростову, да? – сказал он.
– Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?…
– Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.
– Но она!
– Она любит вас.
– Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.
– Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.
– Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.
– Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.
– Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…
– Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это.
– Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.
– Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.

Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу.
Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело.
Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.
– И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.
Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдержит испытания года, или что он сам, старый князь, умрет к этому времени, и решил исполнить волю отца: сделать предложение и отложить свадьбу на год.
Через три недели после своего последнего вечера у Ростовых, князь Андрей вернулся в Петербург.

На другой день после своего объяснения с матерью, Наташа ждала целый день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же самое. Пьер также не приезжал, и Наташа, не зная того, что князь Андрей уехал к отцу, не могла себе объяснить его отсутствия.
Так прошли три недели. Наташа никуда не хотела выезжать и как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери. Она беспрестанно краснела и раздражалась. Ей казалось, что все знают о ее разочаровании, смеются и жалеют о ней. При всей силе внутреннего горя, это тщеславное горе усиливало ее несчастие.
Однажды она пришла к графине, хотела что то сказать ей, и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан.

Поездной диспетчер

Рабочее место поездного диспетчера

Поездной диспетчер - ответственный работник хозяйства перевозок железнодорожного транспорта , который единолично руководит движением поездов на своём участке (диспетчерском круге) и несёт за это полную ответственность. Его приказы по движению поездов подлежат беспрекословному выполнению работниками, связанными с движением поездов: дежурными по станциям , машинистами локомотивов , главными кондукторам сборных поездов и т. д.

Никто, кроме поездного диспетчера, не имеет права давать оперативные распоряжения по движению поездов.

Цель работы

Цель работы поездного диспетчера заключается в обеспечении движения поездов и местной работы на участке в соответствии с графиком движения поездов и оперативным планом, а также в соблюдении максимального уровня безопасности движения.

Технология работы

При существующей структуре диспетчерского управления рабочее место поездного диспетчера физически находится в здании ЕДЦУП (Единого дорожного центра управления перевозками), при этом его участок фактически может находиться на достаточно удалённом расстоянии. Например, на Московской железной дороге здание ЕДЦУП расположено в г. Москве , где расположены рабочие места всех поездных диспетчеров дороги, когда диспетчерский круг № 12 Орёл-Серпухов находится на удалении в 100-160 километров. Для контактов поездного диспетчера с исполнителями используются различные виды связи . Указания по движению поездов дежурным по станциям передаются по специальной селекторной (избирательной) телефонной связи. Она позволяет вызвать любой включённый в линию пункт отдельно, а также несколько (групповой вызов) или все пункты (циркулярный вызов). Для контактов поездного диспетчера с машинистами движущихся поездов используется радиосвязь , однако на практике, большинство приказов машинистам (например, приказ на нагон или на повышение участковой скорости) передаётся через дежурных по станциям. На многих участках, оборудованных автоблокировкой, рабочее место ДНЦ оснащается устройствами диспетчерского контроля в виде табло, на котором изображена схема участка и промежуточных станций . Специальная световая индикация сигнализирует о показании сигналов и о фактическом занятии поездами блок-участков и путей на станциях.

Вступление и несение дежурства.

Приняв смену, ДНЦ регистрируемым циркулярным приказом объявляет всем ДСП своего участка о вступлении на дежурство, наличии поездов на участке - проводит планерное совещание. Далее, дежурные по станциям поочерёдно докладывают о вступлении на дежурство, работе устройств СЦБ и связи, наличии действующих предупреждений и занятии приёмоотправочных путей. О фактическом прибытии, отправлении, проследовании поездов и других событиях ДНЦ узнаёт по докладам дежурных по станциям или при помощи системы диспетчерского контроля. Непосредственно на оперативную обстановку ДНЦ влияет при помощи диспетчерских распоряжений, которые отдаются либо устно, либо в виде письменных приказов, регистрируемых в специальном журнале формы ДУ-58. Согласно должностной инструкции, запрещается загружать диспетчера работой, не связанной с движением поездов.

График исполненного движения

Вид графика на однопутном участке железной дороги

Основным инструментом диспетчерского управления служит график исполненного движения. Он предназначен для выполнения основных функций поездного диспетчера: контроля, планирования и регулирования движения поездов, на котором поездной диспетчер отмечает все данные о движении, а также все нарушения нормальной работы на участке и их причины. Физически график исполненного движения - это лист формата А1, с нанесённой на него сеткой графика участка и дополнительной информацией (времена хода поездов, названия раздельных пунктов, их коды и т. д.). Диспетчер с течением времени вручную наносит на график исполненные нитки нормативного графика (который, как правило, расположен перед ним).
Также на графике исполненного движения указываются:

  • Номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес и условная длина поездов
  • Время отправления, прибытия и проследования поездов по станциям участка
  • Данные об использовании локомотивов
  • Данные о поездной и грузовой работе станций по установленным периодам суток
  • Занятие приёмо-отправочных путей на промежуточных станциях
  • Снятие напряжения в контактной сети на главных и приёмо-отправочных путях станций и перегонов
  • Действующие предупреждения, требующие снижения скорости
  • Движение поездов по неправильному пути
  • Закрытие перегонов, путей и других устройств, обслуживающих движение

Для облегчения труда диспетчера на многих рабочих местах используются поездографы - приборы, автоматически регистрирующие ход поездов на графике исполненного движения, многоцелевая компьютерная программа ГИД «Урал-ВНИИЖТ». На особо напряжённых кругах вводится дополнительная штатная единица - графист, который помогает поездному диспетчеру в выполнении его пассивных функций.

Функции поездного диспетчера

Можно разделить на активные и пассивные: Активные функции выражаются в трёх основных элементах:

  • Текущее планирование - предварительное составление плана пропуска поездов по участку на определённый период и последующие его корректировки. При этом диспетчер преследует цель - минимизировать задержки поездов и отклонения от нормативного графика. Практически, поездной диспетчер выполняет это планирование после каждого получения о свершившемся событии (например, о готовности к отправлению передаточного поезда на одной из станций, или о внезапном нарушении нормальной работы устройств, за чем следует нарушение нормативного графика и т. д.)
  • Диспетчерское регулирование - своевременная выдача необходимых распоряжений для осуществления запланированного пропуска поездов с учётом всех возникающих изменений поездной ситуации, как то:
    • Ускорение хода поезда по сравнению с графиковым (ДНЦ договаривается с машинистом поезда об ускоренном следовании по участку, выдаёт ему диспетчерское расписание и, со своей стороны, обязуется предоставить «зелёную улицу»)
    • Изменение пунктов скрещения и обгона поездов
    • Движение по неправильному пути (для организации безостановочного обгона и форсированного пропуска поездов в одном направлении)
    • Сдваивание поездов (для ускорения пропуска вагонопотоков в период предоставления «окон»)
  • Оценочно-контрольные действия - оценка достигнутого результата по сравнению с запланированным.

Все эти действия выполняются параллельно, постоянно накладываясь друг на друга. При отклонении поездов от графика по различным причинам, поездному диспетчеру в короткое время приходится решать сложные многовариантные задачи. Чтобы достичь хороших результатов, диспетчер должен все время идти «вперёд поездов», постоянно планируя порядок их пропуска. При этом он должен предвидеть все эксплуатационные события: скрещения, обгоны, задержки при движении «по удалению» и т. д. Для этого он мысленно продлевает на своём графике линии хода поездов, определяя время свершения этих событий и намечая регулировочные меры

Пассивные функции: ведение графика исполненного движения, обмен подходами поездов с соседними диспетчерами, передача сведений о поездах и вагонах на станции, заполнение приложений к графику. На эти операции поездной диспетчер затрачивает от 25 до 35 процентов своего рабочего времени. Освободив его от них (методами, указанными выше) можно значительно повысить эффективность его работы или увеличить протяжённость участка.

Помимо поездной работы, диспетчер организует местную работу своего участка: организует продвижение передаточных, вывозных и сборных поездов с вагонами, назначением на промежуточные станции участка, заблаговременно сообщает дежурным по этим станциям о подходе вагонов, обеспечивает погрузку порожними вагонам, принимает меры для скорейшего вывоза погруженных вагонов и порожних вагонов из-под выгрузки с участка на ближайшие технические станции. В настоящее время часть этих функций передаётся диспетчеру ЦУМР (Центра управления местной работой).

Диспетчерская централизация

Позволяет резко повысить эффективность труда, которая объединяет в одной системе автоблокировку на перегонах, электрическую централизацию на станциях и устройства телеуправления стрелками и сигналами. Она позволяет отказаться от дежурных по станциям за счёт передачи их функций по управлению стрелками и сигналами поездному диспетчеру. В необходимых случаях (при неисправности технических средств, резком увеличении маневровой работы) станция может переводится на резервное управление. При этом стрелками и сигналами управляет дежурный по станции либо начальник станции. ДЦ освобождает диспетчера от основной массы переговоров, однако загружает его непосредственным управлением стрелками и сигналами.

Особенности работы на электрифицированных участках.

На таких участках диспетчер должен учитывать условия электроснабжения. Чтобы обеспечить нормальное напряжение в контактной сети, необходимо пропускать поезда с установленными по графику интервалами. Нельзя допускать следование тяжеловесных и соединённых поездов пачками (друг за другом с выдерживанием только лишь межпоездного интервала). О выпуске таких поездов ДНЦ должен заблаговременно известить энергодиспетчера.

Заключение

Поездные диспетчера - многочисленный отряд работников, во многом определяющих ход эксплуатационной работы на дорогах.
Работа железнодорожного транспорта подчинена трём законам (по убывающей степени важности):

  • Обеспечение безопасности движения поездов
  • График движения поездов
  • План формирования

Поездной диспетчер в полной мере, как никто из работников, уполномоченных оперативно управлять эксплуатационной работой, влияет одновременно на все три закона. В их число должны входить опытные движенцы, накопившие достаточный опыт работы дежурным по станции и другими ответственными работниками службы движения (маневровые и станционные диспетчера, старшие дежурные по станции и т. п.). При назначении на должность поездной диспетчер выдерживает испытания в знании основ оперативного управления и теории в ревизорской службе управления железной дороги, проходит медицинское освидетельствование и тестирование опытным психологом. Также желательно иметь высшее образование по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте».

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПО РАЗРЯДАМ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ДОРОЖНОГО ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКАМИ СЛУЖБЫ ПЕРЕВОЗОК И ДИСПЕТЧЕРСКОГО ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ МЕСТНОЙ РАБОТОЙ ОТДЕЛА ПЕРЕВОЗОК ОТДЕЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Во исполнение решения правления ОАО "РЖД" "О коренном улучшении системы управления местной работой на железных дорогах и отделениях железных дорог" (протокол заседания правления от 22 февраля 2005 г. N 5):
1. Утвердить прилагаемые квалификационные характеристики по разрядам оплаты труда работников дорожного центра управления перевозками службы перевозок и диспетчерского центра управления местной работой отдела перевозок отделения железной дороги, согласованные с Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей.
2. Начальникам железных дорог:
а) довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников;
б) при установлении разрядов оплаты труда работникам дорожных центров управления перевозками службы перевозок и диспетчерских центров управления местной работой отдела перевозок отделений железных дорог и при разработке должностных инструкций руководствоваться настоящим распоряжением.

Президент ОАО "РЖД"
В.И.Якунин

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО "РЖД"
от 10.04.2006 г. N 676р

Квалификационные характеристики по разрядам оплаты труда
работников дорожного центра управления перевозками службы
перевозок и диспетчерского центра управления местной работой
отдела перевозок отделения железной дороги

ДИСПЕТЧЕР ДОРОЖНЫЙ
(включая старшего)

11-14 разряд

Должностные обязанности.
Осуществляет планирование, организацию и руководство эксплуатационной работой железной дороги (направления железной дороги, района управления). Обеспечивает выполнение суточного плана поездной и грузовой работы, эффективное использование вагонного парка и локомотивов. Контролирует выполнение графика движения поездов, плана формирования, заданий по развозу местного груза и сдаче порожних вагонов по регулировочному заданию; работу важнейших сортировочных и грузовых железнодорожных станций, ввод в график опаздывающих пассажирских поездов, продвижение поездов, следующих на особых условиях; обмен поездов и локомотивов, передачу местного груза и порожних вагонов по стыковым пунктам соседних железных дорог (районов управления); выполнение плана погрузки контролируемых грузов. Руководит оперативной работой смены, осуществляет контроль за выполнением качественных показателей работы железной дороги (района управления). Анализирует работу смены по выполнению основных показателей эксплуатационной работы. Обеспечивает безопасность движения поездов, своевременность предоставления "окон", организацию аварийно-восстановительных работ и своевременное устранение неисправностей технических устройств и оборудования. Анализирует оперативную обстановку и принимает меры по предупреждению и устранению нарушений в организации движений поездов. Осуществляет контроль за эксплуатируемым парком локомотивов. Ведет установленную документацию в пределах компетенции. Подготавливает справочно-аналитическую информацию, докладывает руководству о результатах работы смены. Контролирует выполнение приказов, распоряжений и других документов ОАО "РЖД" и железной дороги.
Координирует работу диспетчерских участков по подводу поездов, оказывает практическую помощь при возникновении затруднений в работе района управления железной дороги. Назначает дополнительные сборные, вывозные и передаточные поезда при интенсивном поступлении местного груза на станции района управления железной дороги. Контролирует продвижение скоропортящихся, негабаритных, разрядных и других грузов специального назначения. Осуществляет контроль за режимом работы локомотивных бригад.
Контролирует проследование дальних пассажирских поездов, выполнение графика движения пассажирских и пригородных поездов по железной дороге. Информирует причастных работников и осуществляет контроль за назначением (отменой) пассажирских и пригородных поездов, прицепкой (отцепкой) вагонов к пассажирским поездам. Контролирует проследование пассажирских поездов через стыковые пункты железной дороги.
Разрабатывает сменно-суточный план грузовой работы железной дороги в соответствии с техническим планом, заданиями ОАО "РЖД" и железной дороги, вносит корректировки в сменное задание с учетом изменения поездного положения. Составляет задание районам управления железной дороги на выполнение грузовой работы, сдачу порожних вагонов в регулировку, развоз и передачу местного груза. Информирует районы управления о подходе вагонов с местным грузом и порожних вагонов под погрузку. Осуществляет контроль за работой железной дороги по регулированию вагонного парка, обеспечению порожними вагонами под погрузку с учетом минимального пробега в порожнем состоянии.

Должен знать.
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации; Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации; Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ; Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ; Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозках их по железным дорогам Российской Федерации; приказы, распоряжения и другие документы ОАО "РЖД" и железной дороги; методические, нормативные и другие материалы по организации движения поездов и перевозке пассажиров; технологические процессы работы отделений железной дороги и железнодорожных станций, техническо-распорядительные акты железнодорожных станций, график движения поездов и план формирования поездов; правила перевозок грузов железнодорожным транспортом; показатели и технические нормы эксплуатационной работы; правила и инструкции по охране труда, санитарные нормы и правила; задачи в области гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте; основы экономики, организации труда и управления; нормативные документы о дисциплине работников ОАО "РЖД"; Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов; трудовое законодательство Российской Федерации; Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"; коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка; правила делового этикета.


Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях, связанных с организацией перевозок на железнодорожном транспорте, не менее 3 лет.
Диспетчер дорожный по направлению железной дороги, диспетчер дорожный по району управления:
11 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера дорожного на железных дорогах IV группы;
12 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера дорожного на железных дорогах II и III группы;
13 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера дорожного на железных дорогах вне группы и I группы.
Старший диспетчер дорожный дорожного центра управления перевозками службы перевозок тарифицируется на разряд выше, чем диспетчеры дорожные, которыми он руководит.
Диспетчер дорожный по управлению пассажирскими перевозками, диспетчер дорожный по регулированию вагонного парка:
11 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера дорожного на железных дорогах II, III и IV группы;
12 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера дорожного на железных дорогах вне группы и I группы.

ДИСПЕТЧЕР ПОЕЗДНОЙ

11-13 разряды

Должностные обязанности.
Руководит движением поездов на обслуживаемом диспетчерском участке. Обеспечивает безопасность движения, выполнение графика и плана формирования поездов, эффективное использование вагонного и локомотивного парка, технических средств, пропускной способности диспетчерского участка. Оценивает и прогнозирует положение на обслуживаемом диспетчерском участке, планирует и организует пропуск поездов, формирование и пропуск тяжеловесных, длинносоставных и соединенных поездов, ввод в график движения поездов опаздывающих пассажирских и пригородных поездов. Контролирует следование поездов по перегонам, своевременный прием, пропуск и отправление поездов по железнодорожным станциям, особенно при нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи, в период проведения "окон", при обгонах и скрещениях пассажирских, длинносоставных, тяжеловесных поездов с поездами с опасными и негабаритными грузами. Контролирует режим работы локомотивных бригад. Обеспечивает развоз местного груза и выполнение регулировочных заданий по сдаче порожних вагонов, пропуск поездов со скоропортящимся и ценным грузом без простоев на промежуточных железнодорожных станциях, своевременное предоставление "окон". Контролирует работу железнодорожных станций обслуживаемого диспетчерского участка по выполнению заданий по погрузке и выгрузке вагонов, по приему, формированию и отправлению поездов, по выполнению качественных показателей эксплуатационной работы. Выполняет операции по приготовлению маршрутов приема, отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений на железнодорожных станциях обслуживаемого диспетчерского участка, оборудованного диспетчерской централизацией. Получает из автоматизированных систем управления перевозочным процессом информацию о движении поездов и локомотивов по обслуживаемому диспетчерскому участку, контролирует своевременность передачи информационных сообщений железнодорожными станциями. Дает указания дежурным по железнодорожным станциям по организации движения поездов, приказы о закрытии и открытии перегонов или отдельных путей перегонов, переходе с одних средств сигнализации и связи на другие, об отправлении поездов по неправильному пути, передает оперативные приказы и задания руководства. Осуществляет контроль за соблюдением условий безопасности движения поездов на обслуживаемом диспетчерском участке и о нарушениях докладывает руководству. Принимает оперативные меры по организации аварийно-восстановительных работ на обслуживаемом диспетчерском участке, своевременному устранению неисправностей технических средств и оборудования. Контролирует исполнение приказов и распоряжений ОАО "РЖД" по вопросам, относящимся к его компетенции. Ведет график исполненного движения поездов и другую установленную документацию; регистрирует оперативные приказы в журнале диспетчерских распоряжений. Готовит предложения для составления оперативного плана поездной работы на предстоящие сутки, справочно-аналитическую информацию и отчеты руководству о поездном положении и выполнении показателей работы участка. Руководит работой единой смены железнодорожной станции диспетчерского участка.

Должен знать.
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации; Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации; Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по обслуживанию и ремонту технических устройств СЦБ; Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ; Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам Российской Федерации; приказы, распоряжения и другие документы ОАО "РЖД", железной дороги и отделения железной дороги по организации движения поездов и маневровой работы; правила перевозок грузов железнодорожным транспортом; основы оперативного планирования работы диспетчерского участка; показатели и технические нормы эксплуатационной работы; график движения поездов, план формирования поездов и порядок направления вагонопотоков; схемы, профиль путей, техническо-распорядительные акты и технологические процессы работы железнодорожных станций диспетчерского участка; работу устройств диспетчерской централизации; инструкцию по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики; порядок приема, составления и передачи информационных сообщений; правила и инструкции по охране труда, санитарные нормы и правила, другие нормативные правовые и иные акты в пределах компетенции; Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте; задачи в области гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; основы экономики, организации труда и управления; Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов; трудовое законодательство Российской Федерации; федеральные законы о железнодорожном транспорте; Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"; коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка; правила делового этикета.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.
11 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера поездного на диспетчерском участке III группы;
12 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера поездного на диспетчерском участке II группы;
13 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера поездного на диспетчерском участке I группы.

ДИСПЕТЧЕР ЛОКОМОТИВНЫЙ ДОРОЖНЫЙ

10-12 разряды

Должностные обязанности.
Регулирует эксплуатируемый парк локомотивов в границах железной дороги для своевременного обеспечения поездов локомотивами и локомотивными бригадами с учетом их эффективного и рационального использования. Контролирует выполнение заданий по среднесуточной производительности, среднесуточному пробегу локомотивов, среднему весу грузового поезда, установленных нормативов продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад. Осуществляет контроль за продвижением сплоток и отдельных локомотивов, следующих в ремонт и из ремонта, передислоцируемых с железной дороги на другую железную дорогу, принимает меры по ускорению их следования к месту назначения. Контролирует эксплуатацию локомотивов в границах участков их обращения, выполнение установленных норм содержания и оборота локомотивов на железной дороге. Принимает меры по обеспечению равночисленного обмена локомотивами по внешним и внутренним стыковым станциям железной дороги. Контролирует исполнение приказов, распоряжений ОАО "РЖД" по эксплуатации локомотивного парка. Ведет документацию установленной формы о наличии, состоянии и дислокации локомотивов на железной дороге, другую документацию в пределах компетенции. Подготавливает справочную информацию о выполнении показателей, связанных с эксплуатацией локомотивного парка. Координирует работу диспетчеров локомотивных (района) по регулированию локомотивного парка, оказывает практическую помощь при возникновении затруднений.

Должен знать.
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации; Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации; приказы, распоряжения и другие документы ОАО "РЖД" по эксплуатации локомотивов; график движения поездов, план возврата локомотивов в депо приписки для проведения ремонтов и технического обслуживания; сроки производства профилактических осмотров локомотивов; систему оперативного регулирования количества локомотивных бригад при изменении размеров движения; показатели качества использования локомотивов; правила и инструкции по охране труда, санитарные нормы и правила; Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте; задачи в области гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; основы экономики и управления производством; нормативные документы о дисциплине работников ОАО "РЖД"; Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов; другие нормативные правовые и иные акты в пределах компетенции; трудовое законодательство Российской Федерации; федеральные законы о железнодорожном транспорте; Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"; коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка; правила делового этикета.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должностях, связанных с организацией перевозок на железнодорожном транспорте, не менее 3 лет.
10 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера дорожного локомотивного на железных дорогах IV группы;
11 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера дорожного локомотивного на железных дорогах II и III группы;
12 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера дорожного локомотивного на железных дорогах вне группы и I группы.

ДИСПЕТЧЕР ЛОКОМОТИВНЫЙ (РАЙОНА УПРАВЛЕНИЯ)

9-11 разряды

Должностные обязанности.
Регулирует эксплуатируемый парк локомотивов в границах района управления железной дороги для своевременного обеспечения поездов локомотивами и локомотивными бригадами с учетом их эффективного и рационального использования. Обеспечивает выполнение заданий по среднесуточной производительности, среднесуточному пробегу локомотивов, среднему весу грузового поезда и установленной продолжительности непрерывной работы и отдыха в пункте оборота (подмены) локомотивных бригад. Контролирует эксплуатацию локомотивов в границах участков их обращения, установленных графиком движения поездов; выполнение установленных норм содержания и оборота локомотивов по району управления железной дороги. Направляет локомотивы в депо приписки для ремонта и технического обслуживания в соответствии с графиком постановки локомотивов на плановые виды ремонта. Осуществляет контроль за продвижением сплоток и отдельных локомотивов, следующих в ремонт и из ремонта, передислоцируемых с отделения железной дороги на другое отделение железной дороги (с железной дороги на другую железную дорогу). Анализирует выполнение основных показателей использования локомотивов в пределах района управления железной дороги; готовит предложения для составления оперативного плана работы локомотивного парка на предстоящие сутки. Контролирует работу диспетчеров локомотивных отделения железной дороги, дежурных по локомотивному депо, оказывает им практическую помощь при возникновении затруднений; дает указания о выдаче локомотивов для хозяйственных нужд по заявкам. Принимает оперативные меры по предупреждению и устранению нарушений в организации движения поездов, обеспечивает исполнение приказов, распоряжений ОАО "РЖД" и железной дороги, связанных с эксплуатацией локомотивного парка. Готовит справочно-аналитическую информацию и отчеты руководству о наличии и состоянии локомотивного парка, выполнении показателей качества их использования. Ведет график исполненной работы локомотивов и локомотивных бригад и другую установленную документацию в пределах компетенции.

Должен знать.
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации; Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации; Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозках их по железным дорогам Российской Федерации; приказы, распоряжения и другие документы ОАО "РЖД" по эксплуатации локомотивов; график движения поездов и план формирования поездов; план возврата локомотивов в депо приписки для проведения ремонтов и технического обслуживания; сроки производства профилактических осмотров локомотивов; систему оперативного регулирования количества локомотивных бригад при изменении размеров движения; показатели качества использования локомотивов грузового парка; правила и инструкции по охране труда, санитарные нормы и правила; задачи в области гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; другие нормативно-правовые и иные акты в пределах компетенции; Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте; основы экономики, организации труда и управления; нормативные документы о дисциплине работников ОАО "РЖД"; Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов; трудовое законодательство Российской Федерации; Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"; коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка; правила делового этикета.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.
Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должностях, связанных с организацией перевозок на железнодорожном транспорте, не менее 1 года или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должностях, связанных с организацией перевозок на железнодорожном транспорте, не менее 3 лет.
9 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера локомотивного (района) на железных дорогах IV группы;
10 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера локомотивного (района) на железных дорогах II и III группы;
11 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера локомотивного (района) на железных дорогах вне группы и I группы.

СТАРШИЙ ДИСПЕТЧЕР
ОТДЕЛА ПЕРЕВОЗОК ОТДЕЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

12-14 разряды

Должностные обязанности.
Организует работу отделения железной дороги по выполнению плана перевозок и регулировочных заданий, плана формирования местных поездов, обеспечению сохранности подвижного состава и перевозимых грузов. Осуществляет руководство обслуживаемыми районами управления местной работой, контроль за своевременным и качественным составлением сменно-суточных планов. Контролирует выполнение заданий по сдаче порожних вагонов в регулировку, плана формирования местных поездов, установленной технологии местной работы, а также контролирует работу локомотивов, задействованных в местной работе на железнодорожных станциях и на районах управления местной работой отделения железной дороги. Корректирует план местной работы в целях ускорения продвижения и выгрузки грузов в соответствии со сроками доставки. Анализирует работу отделения железной дороги и разрабатывает предложения по ускорению оборота местного вагона, сокращению простоя вагонов на станциях и оптимизации работы локомотивов. Планирует и организует работу по обеспечению пропуска местных поездов в период "окон" для проведения ремонтно-строительных работ. Взаимодействует с участниками перевозки грузов (смежными видами транспорта, портами, крупными промышленными комплексами, погранпереходами) по организации слаженной работы и ускоренного пропуска местного грузопотока. Проводит ежесуточный анализ исполненной работы по отделению железной дороги и заданий по местной работе. Обеспечивает контроль за соблюдением режима труда, отдыха, условий труда диспетчерского персонала. Организует техническую учебу и повышение квалификации работников. Ведет установленную документацию и учет работы диспетчерских смен.

Должен знать.
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации; Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации; Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по обслуживанию и ремонту технических устройств; Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ; Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам Российской Федерации; приказы, распоряжения и другие документы ОАО "РЖД", железной дороги и отделения железной дороги по организации движения поездов и маневровой работе; правила перевозок грузов железнодорожным транспортом; основы оперативного планирования перевозок; показатели и технические нормы эксплуатационной работы; график движения поездов, план формирования местных поездов и порядок направления вагонопотоков; назначение и технические характеристики подвижного состава; техническо-распорядительные акты и технологические процессы работы железнодорожных станций в пределах компетенции; обязательства, основанные на договорах с обслуживаемыми организациями; инструкцию по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики; правила и инструкции по охране труда, санитарные нормы и правила, другие нормативно-правовые и иные акты в пределах компетенции; Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"; Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте; задачи в области гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; основы экономики, организации труда и управления; Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов; трудовое законодательство Российской Федерации; федеральные законы о железнодорожном транспорте; коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка; правила делового этикета.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.
12 разряд: при выполнении должностных обязанностей старшего диспетчера отдела перевозок отделения железной дороги IV группы;
13 разряд: при выполнении должностных обязанностей старшего диспетчера отдела перевозок отделения железной дороги II и III группы;
14 разряд: при выполнении должностных обязанностей старшего диспетчера отдела перевозок отделения железной дороги вне группы и I группы; при выполнении должностных обязанностей старшего диспетчера центра управления местной работой отделения железной дороги вне группы и I группы.

ДЕЖУРНЫЙ ПО ОТДЕЛЕНИЮ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

11-13 разряды

Должностные обязанности.
Руководит работой единой смены в отделе перевозок отделения железной дороги, диспетчерском центре управления местной работой. Осуществляет планирование поездной и грузовой работы в соответствии с техническим планом и заданиями руководства; корректирует сменный план-задание с учетом изменившейся поездной обстановки. Обеспечивает выполнение графика движения поездов, заданий по погрузке-выгрузке вагонов, развозу местного груза и перевозке пассажиров. Организует работу по выполнению регулировочных заданий по сдаче порожних вагонов, передаче местного груза на соседние отделения железной дороги. Согласовывает план обмена поездами по стыковым пунктам отделения железной дороги. Принимает меры по вводу в график движения поездов опаздывающих пассажирских поездов. Назначает дополнительные сборные, вывозные и передаточные поезда при интенсивном поступлении местного груза на железнодорожные станции отделения железной дороги. Контролирует продвижение скоропортящихся, негабаритных, разрядных и других грузов специального назначения. Осуществляет контроль за эксплуатируемым парком локомотивов и режимом работы локомотивных бригад. Контролирует своевременность предоставления "окон"; организует аварийно-восстановительные работы и своевременное устранение неисправностей технических устройств и оборудования. Планирует отправление, продвижение и передачу местных поездов, организацию прицепок (отцепок) вагонов на промежуточных железнодорожных станциях, оказывает практическую помощь работникам смены при возникновении затруднений в работе. Корректирует текущие планы выполнения местной работы, определяет задания железнодорожным станциям обслуживаемых районов управления местной работой. Взаимодействует с участниками перевозки грузов (смежными видами транспорта, портами, крупными промышленными комплексами, погранпереходами) по организации слаженной работы и ускоренного пропуска местного грузопотока. Контролирует обеспечение плановой погрузки порожними вагонами. Выявляет причины допущенных сбоев в работе, принимает оперативные меры по их устранению. Координирует работу диспетчеров по регулированию вагонного парка районов управления местной работой, диспетчеров маневровых железнодорожных станций, дежурных по железнодорожным станциям по выполнению сменного и суточного планов грузовой работы и регулировочных заданий, плана формирования поездов, технологических процессов работы железнодорожных станций. Контролирует выполнение качественных показателей эксплуатационной работы отделения железной дороги и железнодорожных станций, обеспечение безопасности движения поездов. Подготавливает оперативно-аналитическую информацию о результатах работы смены и докладывает руководству. Ведет документацию в пределах компетенции.

Должен знать.
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации; Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации; Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по обслуживанию и ремонту технических устройств; Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ; Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам Российской Федерации; приказы, распоряжения и другие документы ОАО "РЖД" по организации движения поездов и маневровой работе; правила перевозок грузов железнодорожным транспортом; основы оперативного планирования перевозок; показатели и технические нормы эксплуатационной работы; график движения поездов, план формирования местных поездов и порядок направления вагонопотоков; назначение и технические характеристики подвижного состава, оборудования и механизмов, применяемых при погрузке и выгрузке вагонов, количество, вместимость путей общего пользования и подъездных путей на станциях и промышленных предприятиях, техническо-распорядительные акты и технологические процессы работы железнодорожных станций в пределах компетенции; обязательства, основанные на договорах с обслуживаемыми организациями; инструкцию по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики; порядок приема, составления и передачи информационных сообщений; правила и инструкции по охране труда, санитарные нормы и правила, другие нормативные правовые и иные акты в пределах компетенции; Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте; задачи в области гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; основы экономики, организации труда и управления; Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов; трудовое законодательство Российской Федерации; федеральные законы о железнодорожном транспорте; Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"; коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка; правила делового этикета.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.
Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должностях, связанных с организацией перевозок на железнодорожном транспорте, не менее 3 лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должностях, связанных с организацией перевозок на железнодорожном транспорте, не менее 5 лет.
11 разряд: при выполнении должностных обязанностей дежурного по отделению железной дороги IV группы;
12 разряд: при выполнении должностных обязанностей дежурного по отделению железной дороги II и III группы;
13 разряд: при выполнении должностных обязанностей дежурного по отделению железной дороги вне группы и I группы.

ДИСПЕТЧЕР ЛОКОМОТИВНЫЙ ОТДЕЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ
ДОРОГИ
(включая старшего)

9-11 разряды

Должностные обязанности.
Регулирует эксплуатируемый парк локомотивов в пределах отделения железной дороги для своевременного обеспечения поездов локомотивами и локомотивными бригадами с учетом их эффективного и рационального использования. Обеспечивает выполнение заданий по среднесуточной производительности, среднесуточному пробегу локомотивов, среднему весу грузового поезда и установленной продолжительности непрерывной работы и отдыха в пункте оборота (подмены) локомотивных бригад. Направляет локомотивы в депо приписки для ремонта и технического обслуживания в соответствии с графиком постановки локомотивов на плановые виды ремонта. Осуществляет контроль за продвижением сплоток и отдельных локомотивов, следующих в ремонт и из ремонта, передислоцируемых с отделения на отделение железной дороги. Контролирует эксплуатацию локомотивов в границах участков их обращения, установленных графиком движения поездов; выполнение установленных норм содержания и оборота локомотивов на отделении железной дороги, простоя локомотивов на станционных и деповских путях. Согласовывает с дежурными по локомотивным депо выдачу локомотивов для хозяйственных нужд по заявкам отделов и структурных подразделений отделения железной дороги. Подготавливает справочную информацию о наличии и состоянии локомотивного парка, выполнении показателей, связанных с работой локомотивов. Ведет график исполненной работы локомотивов и локомотивных бригад и другую документацию в пределах компетенции.

Должен знать.
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации; Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации; приказы, распоряжения и другие документы ОАО "РЖД" по эксплуатации локомотивов; график движения поездов, план возврата локомотивов в депо приписки для проведения ремонтов и технического обслуживания; сроки производства профилактических осмотров локомотивов, систему оперативного регулирования количества локомотивных бригад при изменении размеров движения; технологический процесс работы отделения железной дороги в пределах компетенции; показатели и технические нормы эксплуатационной работы локомотивов; другие нормативные правовые и иные акты в пределах компетенции; правила и инструкции по охране труда, санитарные нормы и правила; Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте; нормы и правила в области гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; нормативные документы о дисциплине работников ОАО "РЖД"; Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов; трудовое законодательство Российской Федерации; федеральные законы о железнодорожном транспорте; Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"; коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка; правила делового этикета.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.
Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должностях, связанных с организацией перевозок на железнодорожном транспорте, не менее 1 года или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должностях, связанных с организацией перевозок на железнодорожном транспорте, не менее 3 лет.
9 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера локомотивного отделения железной дороги IV и III группы;
10 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера локомотивного отделения железной дороги вне группы, I и II группы.
Старший диспетчер локомотивный отделения железной дороги тарифицируется на разряд выше, чем диспетчеры локомотивные отделения железной дороги, которыми он руководит.

ДИСПЕТЧЕР ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ВАГОННОГО ПАРКА

8-10 разряды

Должностные обязанности.
Обеспечивает выполнение плана погрузки и выгрузки вагонов в соответствии со сменно-суточным и текущим планированием района управления железной дороги (отделения железной дороги). Контролирует выполнение развоза местного груза и регулировочного задания по передаче порожних вагонов. Организует подборку и распределение порожних вагонов под погрузку по роду груза и подвижного состава с учетом минимального пробега вагонов в порожнем состоянии. Планирует по заявкам грузоотправителей грузовую работу на предстоящие сутки. Информирует железнодорожные станции о плане работ на смену, подводе вагонов с местным грузом и порожних вагонов под погрузку, контролирует выполнение заданий по установленным периодам. Осуществляет контроль за организацией погрузки и формированием маршрутов, назначением дополнительных сборных, вывозных и передаточных поездов при интенсивном поступлении местного груза на железнодорожные станции района управления железной дороги (отделения железной дороги). Согласовывает передачу местного груза и порожних вагонов на соседние районы управления железной дороги (отделения железной дороги). Контролирует выполнение работ по подготовке вагонов на промывочно-пропарочных станциях и пунктах подготовки вагонов, подачу их под погрузку, отправление и проследование маршрутов из порожних вагонов.
Анализирует выполнение суточного плана-задания погрузки и выгрузки вагонов, выполнение основных показателей работы вагонного парка. Подготавливает для руководства справочно-аналитическую информацию о результатах выполнения плана грузовой работы, ведет график грузовой работы и другую установленную отчетность.

Должен знать.
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации; Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации; Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам Российской Федерации; приказы, распоряжения и другие документы ОАО "РЖД", железной дороги и отделения железной дороги по поездной, маневровой и грузовой работе; техническо-распорядительные акты и технологические процессы работы железнодорожных станций района управления (отделения железной дороги) в пределах компетенции; график движения поездов и план формирования поездов; назначение и технические характеристики подвижного состава; порядок планирования грузовой работы; порядок приема, составления и передачи информационных сообщений; показатели и технические нормы эксплуатационной работы, другие нормативные правовые акты в пределах компетенции; обязательства, основанные на договорах с обслуживаемыми организациями; правила и инструкции по охране труда, санитарные нормы и правила; задачи в области гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте; основы экономики, организации труда и управления; Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов; трудовое законодательство Российской Федерации; федеральные законы о железнодорожном транспорте; Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"; коллективный договор; правила внутреннего трудового распорядка; правила делового этикета.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.
Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должностях, связанных с организацией перевозок на железнодорожном транспорте, не менее 1 года или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должностях, связанных с организацией перевозок на железнодорожном транспорте, не менее 3 лет.
Диспетчер по регулированию вагонного парка (района управления):
8 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера по регулированию вагонного парка на железных дорогах IV группы;
9 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера по регулированию вагонного парка на железных дорогах II и III группы;
10 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера по регулированию вагонного парка на железных дорогах вне группы и I группы.
Диспетчер по регулированию вагонного парка отделения железной дороги:
8 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера по регулированию вагонного парка отделения железной дороги IV группы;
9 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера по регулированию вагонного парка отделения железной дороги II и III группы;
10 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера по регулированию вагонного парка отделения железной дороги вне группы и I группы.

размер шрифта

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РАЗРЯДЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ ПО ОТРАСЛЕВОЙ ТАРИФНОЙ... Актуально в 2018 году

Диспетчер поездной

10 - 12 разряды

Должностные обязанности. Руководит движением поездов на обслуживаемом (диспетчерском) участке. Обеспечивает выполнение графика и безопасность движения поездов, эффективное использование технических средств, вагонного парка и локомотивов. Оценивает и прогнозирует положение на участке; планирует и организует пропуск поездов, ввод в график опаздывающих пассажирских и пригородных поездов. Следит за следованием поездов по перегонам, своевременным приемом, отправлением и пропуском поездов станциями, особенно при нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи, при обгонах и скрещениях пассажирских, длинносоставных, тяжеловесных, с разрядными и негабаритными грузами поездов и другими поездами. Обеспечивает развоз местного груза и выполнение регулировочного задания по сдаче порожних вагонов. Контролирует работу станций по выполнению задания по погрузке и выгрузке вагонов, приему, формированию и отправлению поездов. Выполняет операции по приготовлению маршрутов приема, отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений на участках, оборудованных диспетчерской централизацией. Получает на ЭВМ информацию о движении поездов и локомотивов по участку, контролирует своевременность передачи информационных сообщений станциями. Дает указания дежурным по станциям по организации движения поездов; приказы о закрытии и открытии перегонов (путей); о переходе с одних средств сигнализации и связи на другие, с двухпутного движения на однопутное; об отправлении поездов по неправильному пути и др. Обеспечивает своевременность предоставления "окон", принимает меры по организации аварийно-восстановительных работ и своевременному устранению неисправностей технических устройств и оборудования. Ведет график исполненного движения поездов и другую установленную документацию; регистрирует приказы в журнале диспетчерских указаний. Руководит работой единой смены диспетчерского участка.

Должен знать: Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации; Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации; Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ; Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ; Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозках по железным дорогам Российской Федерации; распоряжения и указания МПС России, железной дороги, отделения железной дороги; методические, нормативные и другие руководящие материалы по организации движения поездов; график движения поездов, план формирования поездов и порядок направления вагонопотоков, схемы, профиль путей, техническо-распорядительные акты, технологические процессы работы станций участка; работу устройств диспетчерской централизации; правила работы на ПЭВМ; показатели и технические нормы эксплуатационной работы; правила и нормы по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии; Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте; основы экономики и управления производством; Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации; Положение о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта.

Требования к квалификации по разрядам оплаты. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях, связанных с движением поездов, не менее 1 года или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях, связанных с движением поездов, не менее 3 лет.

10 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера поездного, обслуживающего участок III группы;

11 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера поездного, обслуживающего участок II группы;

12 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера поездного, обслуживающего участок I группы.

Диспетчерская служба МПС находится в автоматизированном диспетчерском центре управления. От этой службы зависит движение всех железнодорожных поездов в России: диспетчеры Министерства путей сообщения следят за прибытием и отправлением поездов, дают распоряжения дежурным по станциям и машинистам, тем самым улучшая пропускную способность участков и обеспечивая безопасное движение поездов.

Работа диспетчеров Министерства путей сообщения

Единая диспетчерская служба МПС состоит из главного диспетчера МПС, начальника оперативно-распорядительного управления, ревизора-диспетчера, главного диспетчера-вагонораспорядителя и главного локомотивного диспетчера. Эти люди образуют главное управление перевозок МПС. Им подконтрольны подразделения всех других порядков: служба перевозок дороги, отделения дороги и линейные предприятия. В зале диспетчерского центра располагается мнемоническая схема железнодорожной сети и информационное табло. На рабочих местах диспетчеров – дисплеи и средства связи.

История появления железнодорожной диспетчерской службы

Регулировать движение поездов начали ещё в начале XIX века в США. Диспетчер выдавал поездной бригаде специальный документ – приказ-путёвку, где отмечались станции (разъезды), на которых поезд мог совершить обгон или скрещение. Под обгоном подразумевается опережение одним поездом другого как на одно-, так и на двухпутных линиях. Скрещение поездов заключается в разъезде поездов встречного направления на однопутных линиях.

С XX века регулировкой движения поездов занялись и в странах Европы. Во Франции было построено Бюро советов и разъяснений, в котором участие диспетчера ограничивалось лишь совещательным характером. Англичане разработали для железнодорожной сети контрольную систему, при которой диспетчер мог контролировать движение поездов, но не мог им распоряжаться и вносить изменения. В Швеции и Норвегии диспетчер стал исполнять работу сразу трёх служб – эксплуатации, тяги и пути.

В нашей стране аппарат особых дежурных, которые руководили движением поездов, появился в 1918 году. Диспетчер отправлял поезда на железнодорожный участок и контролировал их движение без права распоряжения. Через каждые 2 – 3 дня со станций поступали графики исполненного движения. Число перевозок по железнодорожной линии с каждым годом возрастало, из-за чего стали возникать различные трудности в пропуске поездов. Это послужило поводом расширить обязанности диспетчера, предоставив ему возможность полностью регулировать движение поездов.

С 1923 года вся оперативная работа по движению поездов на участке была сосредоточена в руках диспетчера, который нёс полную ответственность за свои действия. В качестве опытного участка выбрали отрезок Москва - Мытищи - Александров Северной железной дороги. К 1934 году диспетчерская система заработала уже на всей сети российских железных дорог.

Обязанности поездного диспетчера

Участковый поездной диспетчер единолично руководит движением поездов на своём участке – диспетчерском круге. Он отдаёт распоряжения другим сотрудникам, связанным с движением поездов (дежурным по станциям, машинистам, главным кондукторам сборных поездов). Приказы поездного диспетчера выполняются оперативно и беспрекословно, сам же диспетчер несёт полную ответственность за свои действия.

Обязанности участкового поездного диспетчера делятся на активные и пассивные. Чтобы обеспечить эффективное и безопасное движение поездов на своём участке, диспетчер должен постоянно идти «вперёд поездов», планируя порядок их пропуска и учитывая эксплуатационные события (обгоны, скрещения, задержки при движении «по удалению» и пр.).

Активные обязанности диспетчера:

  • Текущее планирование (предварительное планирование пропуска поездов по участку на определённый период и внесение правок в дальнейшем с учётом изменений поездной ситуации);
  • Диспетчерское регулирование (своевременная выдача приказов машинистам, дежурным по станции и другим сотрудникам);
  • Анализ эффективности движения поездов.

Пассивные обязанности диспетчера:

  • Составление графика исполненного движения;
  • Обмен подходами поездов с соседними диспетчерами;
  • Передача сведений о поездах и вагонах на станции;
  • Заполнение приложений к графику.