Fujifilm finepix x e1 зум объективы. Fujifilm X-E1 — Магия сенсора X-Trans или как положить всех на лопатки. Резюмируя по камере Fuji X-E1

Отделение для батареи и карты памяти можно найти снизу. Здесь же присутствует и крепление для штатива. Расположено оно слишком близко к крышке батарейного отсека, а значит, быстро сменить карту памяти, не снимая камеру со штатива, не удастся. Стоит добавить, что зарядка по USB невозможна - только с помощью зарядного устройства. Но надо отдать должное Fujifilm - адаптер очень компактный, не в пример какому-нибудь Nikon 1 V1.

Дисплей, видоискатель, интерфейс

Дисплей и видоискатель - самые существенные различия между X-Pro1 и X-E1. Обладай младшая модель гибридным видоискателем и дисплеем более высокого разрешения, ее выпуск вряд ли вообще имел смысл - вернее, в таком случае она стала бы обновлением X-Pro1 и стоила бы бы дороже. Ну, понятно ведь, к чему мы клоним?

На самом деле, ухудшения в сравнении с X-Pro 1 не такие уж существенные. Да, диагональ дисплея стала на 0.2 дюйма меньше, а разрешение упало до 460 000 точек. Картинка менее четкая - это очевидно, а вот разница в диагонали вообще никак не ощущается. Экран достаточно информативен и имеет широкие углы обзора и хорошую цветопередачу. Сенсора здесь нет, поэтому выбирать точку фокусировки придется с помощью навигационных клавиш.

Видоискатель - второй пункт даунгрейда. Он стал полностью электронным, выполненным по OLED-технологии. Его разрешение составляет 2 360 000 точек. Напомним: на сегодняшний день это самый высокий показатель разрешения встраиваемых видоискателей. Конкурировать по этому параметру с камерой могут лишь флагманы Sony серий NEX и SLT.

Режими отображения информации и на дисплее в общем схожи. При желании можно убрать всё лишее, оставив только картинку. Но в то же время можно вывести уровень горизонта, а также служебную информацию (выдержка, диафрагма, чувствительность, поправка экспозиции, уровень заряда аккумулятора и так далее).

Программируемая клавиша всего одна - Fn, расположенная на верхней панели корпуса. А элементы на задней панели лишены дополнительных функций (не в пример беззеркалкам Sony, Nikon, Panasonic или Olympus), так что удобное быстрое меню было вещью первой необходимости. Оно у Fujifilm X-E1 представлено матрицей иконок 4х4. Перемещаться по ним можно с помощью курсорных клавиш, а изменение параметров происходит скроллером на тыльной стороне корпуса.

В быстром меню можно задать чувствительность, включить расширение динамического диапазона, отрегулировать баланс белого, включить шумоподавление, установить соотношение сторон кадра (актуально только для JPEG), выбрать формат записи снимков, режим имитации пленки, тоновую коррекцию, отрегулировать насыщенность, резкость, а также настроить яркость дисплея, выбрать точку фокусировки, способ срабатывания вспышки и включить спуск затвора по таймеру.

В общем, с таким Q.MENU в основное меню можно и не заглядывать. Однако есть еще одна приятная возможность - задать до 7 наборов настроек для различных ситуаций. Все это в полной мере компенсирует отсуствие привычного селектора режимов P/A/S/M. Конечно, Fujifilmx X-E1 не единственная камера с быстрым меню, однако его реализация весьма неплохая.

Функциональные возможности

С технической точки зрения камера оснащена почти по последнему слову техники. Почему же «почти»? Дело в том, что с недавним анонсом Fujifilm X100S и Х20 компания представила второе поколение сенсора X-Trans CMOS с возможностью гибридной фокусировки. В X-E1 установлена 16-мегапиксельная матрица первого поколения, такая же, как и в X-Pro1 . Особенностью сенсора является особая структура цветового шаблона, заимствованная у классической пленки, в которой частицы серебра расположены хаотично. В итоге снимки лишены муара, а сам сенсор - low pass фильтра. Отсюда - более высокая детализация, меньший уровень шума и более широкий динамический диапазон.

Чувствительность по умолчанию настраивается в пределах ISO 200–6400, но диапазон может быть расширен до значений ISO 100–25600. Шум в самом деле очень умеренный, на значениях вплоть до 3200 его вообще нет. На тестовые снимки можно посмотреть в соответствующем разделе.

С системой автофокусировки есть один довольно деликатный момент. Случилось так, что по скорости и точности X-E1 оказалась быстрее старшей модели. Однако Fujifilm поработала над ошибками и выкатила прошивку для X-Pro1, которая улучшает автофокус, делает его быстрее и точнее. Система фокусировки в обеих камерах контрастная и осуществляется по 49 точкам. Стало ли кардинально лучше? Честно говоря, нет. При хорошем свете претензий к камере нет, но при освещении лампами накаливания небольшой мощности (и особенно при съемке с короткой дистанции) автофокус иногда промахивается.

Полезным приобретением стала встроенная вспышка. Конечно, ничего выдающегося она делать не умеет, но все же это лучше, чем ничего. Ведущее число составляет 7 метров при ISO 200.

Которая сочетает достоинства предшественницы с более компактными размерами и более доступной ценой. Но насколько она хороша по сравнению с конкурентами?

Технические характеристики Fujifilm X-E1:

  • Разрешение : 16 МП (4896x3264).
  • Размер матрицы : 23.6х15.8 мм (APS-C, кроп-фактор 1.5).
  • Технология матрицы : CMOS.
  • Чувствительность : 200-6400 единиц ISO, 100 и 12800 единиц при съёмке в JPEG.
  • Система очистки от пыли : да, ультразвуковая.
  • Экран : 2.8 дюйма, разрешение 460 тыс. точек.
  • Видоискатель : электронный видоискатель, OLED, разрешение 1024x768 пикселей (2.35 млн точек).
  • Стабилизация изображения : оптическая, зависит от объектива.
  • Автофокус : контрастный автофокус; возможность выбора области фокусировки; непрерывный автофокус; лампа подсветки автофокуса.
  • Диапазон выдержек : 1/4000-30 с.
  • Встроенная вспышка : ведущее число 7, возможность удалённого поджига внешних вспышек.
  • Экспозамер : матричный, центровзвешенный, точечный.
  • Байонет : байонет Fujifilm X-mount.
  • Серийная съёмка : 3 или 6 к/с.
  • Накопитель : карты памяти SD/SDHC.
  • Форматы файлов : JPEG, RAW (RAF), RAW + JPEG.
  • Запись видео: да, разрешение 1920х1080 или 1280х720 точек, 24 к/с, контейнер MOV, стереомикрофон, вход для внешнего стереомикрофона.
  • Питание : литиево-ионный аккумулятор NP-W126.
  • Размеры и вес : 129x75x38 мм, 350 граммов (с батареей и картой памяти).

Технические характеристики Fujifilm X-E1 практически не изменились по сравнению с X-Pro 1. Камера потеряла гибридный видоискатель, зато разрешение электронного увеличилось до 2.3 млн точек. Разрешение экрана уменьшилось до 460 тыс. точек. Зато появилась встроенная вспышка и разъём для внешнего микрофона, а размеры и вес самого фотоаппарата существенно уменьшились.

Внешний вид, конструкция

При первом же взгляде на Fujifilm X-E1 становится понятно, почему в интернете эту камеру окрестили «Sexy One». На мой взгляд, это одна из самых красивых беззеркалок, доступных на сегодняшний день на рынке. Её внешность напоминает о дальномерных камерах первой половины XX века. Корпус - металлический, что нынче редкость даже в топовом сегменте. Те места, за которые пользователь будет держаться, отделаны пластиком «под кожу».

Fujifilm X-E1 хорошо выглядит как в чёрном, так и в серебристом цветовом вариантах.

Благодаря отказу от оптического видоискателя фотоаппарат существенно уменьшился в размерах по сравнению с X-Pro 1. Если X-Pro 1 смотрелась громоздко по меркам класса, то X-E1 можно назвать по-настоящему изящной камерой. При этом её размеры комфортны для того, чтобы держать камеру в руках и управлять ей вслепую.

При желании пользователь может приобрести фирменный кожаный чехол, опять же сделанный в стиле ретро, и придать своей камере ещё больше «олдскульности». Смотрится чехол отлично и имеет продуманную конструкцию - в частности, батарею и карту памяти можно поменять, не извлекая X-E1 из чехла.

Управление и меню

Как и на предыдущих камерах линейки X (X100, X-Pro 1), в X-E1 используется идея прямого управления экспозиционными параметрами. Иными словами, прямо на корпус камеры выведены диски для управления выдержкой и экспокоррекцией, а диафрагма устанавливается отдельным кольцом на объективе. Назначение остальных органов управления вы можете видеть на иллюстрациях ниже.

Меню камеры довольно лаконично, но при этом предоставляет возможность тонкой настройки.

Отдельное «быстрое меню», вызываемое нажатием на соответствующую кнопку, отвечает за изменение наиболее часто используемых параметров.

Наконец, в режиме просмотра камера позволяет совершать различные манипуляции с уже отснятными кадрами, в том числе - конвертировать RAW в JPEG.

Матрица X-Trans CMOS


Обычный байеровский фильтр слева, фильтр Fujifilm X-Trans - справа

В X-E1, как и в других камерах Fujifilm, используется матрица X-Trans CMOS с необычным расположением цветных фильтров. Вместо привычной схемы GRGB используются блоки по 6 пикселей с псевдослучайным расположением зелёных, красных и синих фильтров. В результате, по заявлениям производителя, удалось полностью победить муар и другие артефакты, вызванные регулярной структурой байеровского фильтра, без применения AA-фильтра, значительно ухудшающего детализацию изображения. С другой стороны, теоретически подобное расположение цветных фильтров должно приводить к ухудшению цветопередачи, поскольку количество зелёных пикселей на матрице увеличилось, а красных и синих - пропорционально уменьшилось.

Видоискатель

В X-E1 используется электронный видоискатель, выполненный по OLED-технологии, с разрешением 2.35 млн точек - точно такой же, как в беззеркалках Sony NEX-6 и Sony NEX-7. За счёт другой настройки этот видоискатель даёт более светлую и менее контрастную картинку, чем в камерах Sony.

В отличие от X-Pro 1, в X-E1 присутствует диоптрийная коррекция видоискателя.

Комплектный объектив Fujinon XF 18-55mm f/2.8-4 R LM OIS

Fujifilm X-E1 продаётся в комплекте с новым объективом Fujinon XF 18-55mm f/2.8-4 R LM OIS - это первый объектив для байонета Fujifilm X-mount с переменным фокусным расстоянием. Данное «стекло» имеет примерно такие же размеры, как китовые объективы 18-55/3.5-5.6 для камер Sony NEX и Samsung NX, но при этом имеет полностью металлическую конструкцию и заметно более высокую светосилу.

Это, кстати, первый объектив Fujifilm с оптической стабилизацией изоражения. Я специально не тестировал её эффективность, но по ощущениям она не уступает конкурирующим решениям. С фотографической точки зрения претензия к этому объективу у меня только одна - максимальное увеличение составляет всего 0.15х, а минимальная дистанция фокусировки - от 30 (в широкоугольном положении) до 40 (в телеположении) сантиметров.

Скорость работы и автофокус

На мой взгляд, у Fujifilm X-E1 только два существенных недостатка - реализация автофокуса и скорость записи RAW-файлов на карту памяти.

Автофокус в X-E1, во-первых, само по себе достаточно медленный, хотя это в большей степени зависит от объектива (с китовым зумом особых проблем нет). Кроме того, вызывает некоторое недоумение тот факт, что в обычном режиме минимальная дистанция фокусировки ограничена примерно 70 см. Если вам надо сфокусироваться ближе, приходится включать макрорежим, в котором аппарат фокусируется заметно медленнее. Негатива по поводу автофокуса добавляет и тот факт, что точка фокусировки переключается только при помощи кнопки AF, которая расположена таким образом, что её очень сложно нажать на ощупь (и в принципе довольно сложно нажать, не изменяя положения левой руки).

При съёмке до заполнения буфера, 18 кадров в формате JPEG записываются на карту SDHC 10-го класса примерно 20 секунд, а 11 кадров в формате RAW - целых 40 секунд. При использовании карт стандарта UHS-I существенного улучшения не происходит.

Качество изображения, тестовые снимки

Качество изображения у Fujifilm X-E1 ничем не отличается от X-Pro 1. На мой взгляд, это лучшее, что есть на сегодняшний день в классе камер с матрицами APS-C. Ключевыми особенностями X-E1 и X-Pro 1 является низкий уровень шумов при высокой чувствительности, отличный динамический диапазон и высокая детализация (за счёт отсутствия AA-фильтра).


Уровень шумов при разных значениях чувствительности.
Lightroom 4.4, Luminance NR 0, Color NR 0

Стоит отметить, что в вышедшей накануне версии Adobe Photoshop Lightroom 4.4 были существенно улучшены алгоритмы обработки снимков с матриц X-Trans CMOS, что привело к заметному повышению детализации и полному исчезновению «акварельного» эффекта. Исчезла и ранее характерная для RAW-файлов Fujifilm X-E1/X-Pro 1 «размазанность» на высоких ISO.


Слева - Lightroom 4.3, справа - Lightroom 4.4

Отдельно хочется отметить отличный JPEG прямо из камеры. Fujifilm X-E1 - это, наверное, единственная камера (помимо аппаратов Olympus), с которой я комфортно чувствую себя при съёмке в формате JPEG.

Как обычно, полноразмерные тестовые снимки (как «камерные» JPEG, так и проявленные RAW) вы найдёте в отдельной галерее на «Торбе» .

В сухом остатке

Fujifilm X-E1 - это отличная камера с удобным управлением и превосходным качеством изображения, а комплект с объективом Fujinon XF 18-55mm f/2.8-4 R LM OIS является, на мой взгляд, лучшим «китом» из доступных в Украине. Большинству покупателей этого объектива хватит на все случаи жизни - особенно если учесть, что отличное качество изображения X-E1 на высокой чувствительности нивелирует некоторый недостаток светосилы на длинном конце зума.

В то же время камеру, как и X-Pro 1, откровенно портят досадные мелочи вроде медленной записи RAW-файлов на карту памяти или необходимости переключаться в макрорежим для фокусировки на близкие расстояния. Да и выбор объективов Fujinon XF пока невелик.

В целом, на мой взгляд, достоинства камеры перевешивают её недостатки. В качестве универсального решения X-E1 уступает Olympus OM-D E-M5 и Sony NEX-7, но по качеству изображения, удобству управления и общему шарму эту камеру можно назвать непревзойдённой в своём классе.

6 причин купить Fujifilm X-E1:

  • отличное качество изображения, в том числе и на высоких ISO;
  • качественная оптика для байонета X-mount;
  • отличный китовый объектив;
  • высокое реальное разрешение за счёт отсутствия противомуарового фильтра;
  • металлический корпус и стильный дизайн;
  • удобное управление в «механическом» стиле.

3 причины не покупать Fujifilm X-E1:

  • не самая быстрая фокусировка, особенно в режиме макро;
  • большая минимальная дистанция фокусировки в нормальном режиме;
  • длительное время записи файлов на карту памяти.

Японская фирма Fujifilm вышла на рынок беззеркальных фотоаппаратов весьма оригинально. В то время, как Sony, Panasonic и прочие ориентировались, скорее, на любителей, в Fujifilm сразу заявили, что их интересуют профессионалы - даже название первой «беззеркалки» от фуджи было X-Pro1. Модель получилась весьма удачной, хоть и не без изъянов. Наверное, будет справедливым сказать, что ставку производитель сделал даже не столько на саму «тушку», сколько на сменную оптику - сразу же, вместе с камерой, вышли три фикс-объектива: 18/2, 35/1.4 и 60/2.4 Macro. То есть, в стартовом комплекте был набор из трёх весьма качественных объективов, но не было ни одного зума! Профессионалы оценили, а любители развели руками - как же так? Это что же, получается, таскать все эти объективы с собой, да ещё и менять постоянно? Не говоря уже о том, что цена всех трёх объективов вместе с фотоаппаратом получалась почти космическая - около 100 тысяч рублей.

Тест системной камеры Fujifilm X-E1: полупрофессионал за работой

Но зум-объектив владельцам X-Pro1 всё-таки пообещали. И почти одновременно выпустили и обновлённую модель - XE-1, о которой и пойдёт речь в этом обзоре.

Технические характеристики

Давайте посмотрим, чем отличается от предшественницы, X-Pro1, а заодно сравним камеру с другой беззеркалкой, ориентированной (по заявлениям производителя) также на профессионалов.

Конкуренты Fujifilm X-E1





Название

Fujifilm X-Pro1

Тип матрицы
CMOS
CMOS
CMOS
Физический размер матрицы
23,6x15,6 мм
23,6x15,6 мм
23,6x15,6 мм
Кроп-фактор
1,5
1,5
1,5
Общее число пикселов
16,3 млн.
16,3 млн.
24,7 млн.
Число эффективных пикселов
16,3млн. 16,3млн. 24,3 млн.
Максимальное разрешение
4896х3264 пикс.
4896х3264 пикс.
6000х4000 пикс.
Чувствительность
100 - 3200 ISO, Auto ISO, ISO6400, ISO12800, ISO25600
200 - 3200 ISO, Auto ISO, ISO6400, ISO12800, ISO25600
100 - 1600 ISO, Auto ISO, ISO6400, ISO12800
Скорость съёмки
6 кадр./сек
6 кадр./сек
10 кадр./сек.
Байонет
Fujifilm X Mount
Fujifilm X Mount
Sony E
Видоискатель
электронный
гибридный
электронный
ЖК-экран
2,8’’, 460000 пикс.
3’’, 1230000 пикс.
3’’, 921600 пикс.
Выдержка
30 - 1/4000
30 - 1/4000
30 - 1/4000
Ручные режимы
есть
есть
есть
Карты памяти
SD, SDHC, SDXC
SD, SDHC, SDXC
SD, SDHC, SDXC, Memory Stick Pro Duo
Форматы изображения
JPEG, RAW
JPEG, RAW
JPEG, RAW
Ёмкость аккумулятора
350 фотографий
300 фотографий
430 фотографий
Формат записи видео

1920x1080 пикс., 24 кадр./сек.
1920x1080 пикс., 60 кадр./сек.
Габариты и вес (без объектива)
129х75х38 мм, 350 г
140х82х43 мм, 450 г
120x67x43 мм, 350 г
Цена (body)
40000 руб.
50000 руб.
40000 руб.
Цена (с kit-объективом 18-55)
50000 руб.
43000 руб.

сайт

Из таблицы становится ясно, что X-E1 - это не столько новая модель, сколько «работа над ошибками». Убрали сложную и дорогую конструкцию гибридного видоискателя - фотоаппарат стал компактнее, легче и дешевле. Как мне кажется, в таком случае могли бы отказаться от видоискателя совсем, но это лично моё мнение - просто я не вижу смысла в электронных видоискателях. Даже на солнце яркости ЖК-экрана в X-E1 достаточно, чтобы видеть, что снимаешь.

Также оптимизировали аккумулятор - он стал работать заметно дольше. Это важный момент, т.к. автономность - главное слабое звено беззеркалок по сравнению с зеркалками.

Матрица осталась та же - X-Trans CMOS с базовым цветным фильтром. Конечно, жаль, что здесь никаких изменений (особенно с учётом низкого качества видеосъёмки), но в целом-то матрица неплохая. Напомню, у этой матрицы отсутствует низкочастотный фильтр, который производитель фотоаппарат обычно ставят для предотвращения эффекта муара. Здесь же для борьбы против муара Fujifilm используют нерегулярное расположение цветных фильтров (субпикселей) на матрице (подробное описание механизма возникновения муара и как расположение субпикселей влияет на него достойно отдельной статьи).

Также стоит рассказать и о новом объективе, ведь, именно с ним Fujfilm X-E1 красуется на всех рекламных фотографиях. Речь идёт о зум-объективе 18-55/2.8-4 OIS. Из спецификации понятно, что объектив имеет переменное фокусное расстояние от 18 мм до 55 мм (от 27 мм до 83 мм в 35мм-эквиваленте), минимальное диафрагменное число от 2,8 в широкоугольном положении до 4 в положении теле (это гораздо лучше типичных 3,5-5,6 от большинства производителей, в том числе, Sony) и систему стабилизации. Стоит новый объектив до 30 тысяч рублей, так что, на сегодняшний день, это самый дорогой объектив для байонета Fujifilm X-Mount. Получается, что гораздо выгоднее покупать камеру X-E1 в комплекте с ним - в этом случае он обойдётся в 10000 рублей, что аж в 3 раза дешевле.


Кстати, в скором времени (в 2013-м году) Fujifilm планирует выпустить ещё два зум-объектива: телеобъектив 55-200/3.5-4.8 и сверхширокоугольник 10-24/4. За оба объектива можно порадоваться, особенно за 55-200 - очень уж приятно видеть такую светосилу у зум-телевика, особенно, если он не будет стоить как самолёт.

Внешний вид и управление

Корпус Fujifilm X-E1 во многом похож на X-Pro1, только габариты поменьше. Впрочем, у нас на тесте была сплошь чёрная камера, которая, как мне кажется, заметно скучнее, чем вот серебристая.

Управление камерой напоминает одновременно и старые плёночные фотоаппараты (вроде Leica или «Зенит» - кому что было по карману) и современные зеркальные. Также Fujifilm X-E1, если смотреть на заднюю поверхность, можно спутать с продвинутой «мыльницей» Fujifilm X10 - компания стремится к единству дизайна и это, пожалуй, даже хорошо. Модели различаются размерами, но сохраняют форму и общие принципы управления.


Впрочем, у непосвящённых может возникнуть вопрос: а где же здесь колесо режимов? Как, например, войти в режим приоритета диафрагмы (когда фотограф выставляет только размер диафрагмы и светочувствительность, а фотоаппарат автоматически подстраивает выдержку) или включить полный автомат?

В отличие от фикс-объективов, вышедших на рынок одновременно с X-Pro1, у зум-объектива 18-55мм колесо управления диафрагмой не имеет фиксированных положений - его можно бесконечно прокручивать. Посмотреть выбранное значение диафрагмы можно лишь на дисплее фотоаппарата, а для переключения в режим автоматического выбора диафрагмы предусмотрен ползунок сбоку объектива, расположенный над ползунком переключения стабилизатора.

Управление же выдержкой осуществляется при помощи колеса на верхнем торце корпуса камеры - там, среди прочих, есть и значение «А», то есть, автомат.

Соответственно, для того, чтобы войти в режим приоритета диафрагмы, нужно выбрать вручную диафрагму (ползунок на объективе в положение, отличное от «А») и выставить выдержку на «А». А для режима приоритета выдержки нужно сделать всё наоборот. Полностью автоматический режим, как нетрудно догадаться, включается при установке обоих параметров в «А».


Наверняка по фотографиям вы уже заметили, что выбор значений выдержки на колесе не так уж велик. Для длинных выдержек (при съёмке со штативом) можно пользоваться или синхронизатором или таймером. Также более гибко (с шагом 1/3 EV) выдержку можно устанавливать подкручивая колесо управления.

Также на корпусе, сверху, можно обнаружить колесо поправки экспозиции. Им можно пользоваться в полуавтоматических и автоматических режимах.

Спереди, на корпусе, можно заметить переключатель между положениями «M», «С» и «S». Эти буквы имеют отношение к режиму фокусировки. М - ручная фокусировка, C - автоматическая постоянная (работает, пока включён режим съёмки), S - автоматическая для одного кадра (автофокус срабатывает, когда кнопка спуска затвора нажата наполовину). На объективе есть кольцо фокусировки, так что, фокусироваться вручную здесь даже удобнее, чем на зеркальных камерах с оптическим видоискателем - ведь, на ЖК-экране можно увеличить видимое изображение. Кстати, стоит упомянуть, что со скоростью фокусировки у X-E1 беда. Такая же беда, как и на X-Pro1. А если точнее - автофокус работает долго и в темноте часто промахивается, потому, если вы не хотите настраивать фокус вручную, поставьте переключатель режимов фокусировки в положение «C» - это поможет хоть немного выиграть время, хотя аккумулятор будет разряжаться быстрее.

На задней поверхности камеры, где экран, можно обнаружить немалое количество кнопок - на все случаи жизни. Есть тут и управление встроенной вспышкой, и шифт-кнопки управления рамкой автофокуса (AF) и способом экспозамера (AE) - для изменения значения нужно покрутить колесо управления, расположенное справа-вверху. Также не обошлось и без ставших стандартными для многих камер курсорных кнопок и кнопки «меню».

Кнопка «View Mode» позволяет переключаться между экраном, электронным видоискателем (напомню, здесь, в отличие от X-Pro1 видоискатель не гибридный, а потому имеет только один режим работы) и автоматическим выбором - если присмотреться, можно заметить окошки датчика приближения справа от видоискателя. В режиме автоматического выбора отображения, камера сама определяет, где показывать картинку: на экране или в видоискателе. Стоит вам приблизить камеру к лицу - активируется видоискатель и выключается экран. Отдалить - экран включается.

Объектив 18-55мм



Как-то так исторически сложилось, что объектив с переменным фокусным расстоянием 18-55мм стал стандартом «кита» для многих фотоаппаратов. Качество этих объективов, впрочем, сильно варьируется от производителя к производителю, а кроме того, у некоторых компаний есть профессиональный вариант такого объектива, например 17-55/2.8 у Canon.

Fujifilm решили выбрать средний вариант между «затычкой для байонета», как иногда называют в народе дешёвые kit-объективы, и профессиональной оптикой. У входящего в комплект c Fujifilm X-E1 объектива переменная светосила, что отличает его от профессиональной оптики, но при этом она на 2/3 ступени выше, чем у типичных «китов». А это значит, что для тех же условий съёмки и значений ISO выдержку на таком объективе можно выбирать почти в два раза дольше.

Но дело, конечно, не только в светосиле. Другие важные характеристики оптики: резкость, отсутствие геометрических искажений, виньетирования, хроматических аббераций. По всем этим параметрам Fujifilm 18-55мм можно назвать хорошим объективом. Не профессиональным, конечно, но хорошим.

Примеры фотографий

Но перейдём, наконец, к самому главному - к фотографиям. Зима в Москве - не самое светлое время года, но для тестирования фотоаппарата это и хорошо. Я специально постарался сосредоточиться на съёмке при недостаточном освещении, т.к. при хорошем даже некоторые мобильные телефоны научились выдавать (при определённых условиях и «прямых руках» фотографа) неплохую картинку. Даже более того - на тестовые фотографии при ярком солнце иногда и смотреть скучно: без обработки они часто выглядят достаточно тускло и иногда даже не знаешь, чему тут радуется автор - вроде тестируется фотоаппарат за 30-40-50 тысяч, а картинка «обычная».

Что же нам говорят фотографии при плохой освещённости? Во-первых, они говорят нам о «шумности» матрицы. Особенно при высоких значениях ISO (светочувствительности). Известно, что чем выше светочувствительность - тем заметнее цифровой шум, который представляет собой пиксели, яркость и цвет которых отличаются от фона. Высокая светочувствительность нужна для сохранения малой выдержки при съёмке с плохим освещением.

Во-вторых, посмотрим, как влияет увеличение ISO на резкость фотографий. Ну и в-третьих, оценим цветопередачу и адекватность замера баланса белого.

Камера Fujifilm X-E1 умеет сохранять фотографии в два формата: RAW (12 бит) и JPEG. Так как камера позиционируется как «профессиональная», будем говорить о съёмке в RAW - тем более, что автоматические режимы в X-E1 далеко не сильная сторона. Все фотографии, представленные в обзоре, прошли базовую обработку в Lightroom из RAW в JPEG, оригинальные фотографии вы можете скачать по ссылке: http://yadi.sk/d/cTwWoStt2R7UA

В помещении

На этих двух фотографиях хорошо виден диапазон фокусных расстояний зум-объектива. Первая снята на широком угле:

ISO 250; 18 мм; f/2,8; 1/30 c

Вторая - в положении теле:


ISO 500; 55 мм; f/4; 1/30 c

Чтобы оценить резкость, возьмём фотографию плюшевых игрушек:

ISO 320; 18 мм; f/2,8; 1/30 c

И вырежем из неё медведя по центру, чтобы показать изображение 1:1:

Кстати, если вы скачаете архив с RAW-файлами, то сможете проделать это сами с любой фотографией.

Как видно, у Fujifilm X-E1 очень высокая резкость. Фотографии можно сильно обрезать и они не потеряют в чёткости. Кстати, именно поэтому наличие зум-объектива не так уж обязательно - достаточно какого-нибудь одного «фикса». Другое дело, что на широкоугольный фикс-объектив не снимешь нормальный портрет, а на портретный объектив сложно снимать интерьеры и некоторые пейзажи - в кадр помещается намного меньше, чем хотелось бы. Так что, если пользоваться «фиксами», то нужно носить, как минимум, два. Тем более, от фуджифильмовского 60/2.4 толку мало - и для теле и для макро у него слишком маленькое фокусное расстояние.

Впрочем, в обычной жилой комнате освещение, как правило, хуже, чем в торговых центрах. Потому на следующих кадрах значение ISO выше:


ISO 1600; 55 мм; f/4; 1/30 c

ISO 1600; 55 мм; f/4; 1/30 c


Как видно, даже при ISO 1600-2500 уровень шумов остаётся приемлемым. Лично я с пренебрежением отношусь к встроенным вспышкам, а с камерой Fujifilm X-E1 получалось и в тусклом помещении делать резкие снимки, не боясь «задрать» ISO.

На улице

Типичный фотолюбитель чаще всего просто ходит с фотоаппаратом по улице и снимает то, что он видит. В этом режиме важнее всего быстрый автофокус и некий баланс между автоматикой фотоаппарата и навыками фотографа. То есть, камера должна оптимально дополнять фотографа. Не многие хотят тратить время на подстройку выдержки или ISO на улице, поэтому хорошо бы, чтобы камера сама подбирала наиболее подходящие значения.

И если с фокусом у X-E1 не всё гладко, с остальным - проблем нет. В настройках фотоаппарата можно выставить автоматическое определение ISO, причём, задать и верхнее значение (как и в прочих фотоаппаратах Fujifilm). Чаще всего я выставлял верхнюю границу 1600, иногда 3200. Вообще, X-E1 не боится «задрать» ISO и довольно часто выбирает значение, близкое к максимальному. Но поначалу этого боялся я - думал, что такие снимки придётся сразу в корзину отправлять. Однако в этом смысле камера превзошла ожидания.

ISO 3200; 18 мм; f/2,8; 1/20 c



Тот же вид, но с полным зумом:

ISO 1250; 55 мм; f/4; 1/30 c

А вот ещё один хороший пример для проверки резкости - и как раз при высоком значении ISO. Машины на улице были одеты в вязаные «одежды»:

ISO 2500; 18 мм; f/2,8; 1/30 c

На кропе хорошо видно, что даже несмотря на высокое ISO, вязаная текстура хорошо различима:

ISO 1000; 18 мм; f/2,8; 1/30 c

ISO 2500; 34,3 мм; f/3,6; 1/30 c


Портреты

Конечно, лучше всего для портретов подходят фикс-объективы с диафрагменным числом 1,4 или 1,8. Их любят за малую ГРИП (глубину резкости изображаемого пространства), позволяющую легко отделить главный объект (человека) от фона. Однако и объективом 18-55мм можно делать неплохие портретные снимки.

Как я уже сказал, формат файлов RAW, сохраняемых камерой Fujifilm X-E1, имеет разрядность 12 бит. У того же Nikon D7000 (который, к слову, стоит дешевле) разрядность 14 бит - то есть, динамический диапазон выше. Однако и X-E1 умеет делать мягкие тона кожи:

ISO 1250; 40,7 мм; f/4; 1/30 c

Есть возможность делать снимки и с малой ГРИП - нужно лишь расположить объект съёмки поближе к фотоаппарату. В результате, фон рисуется с так любимым фотографами эффектом боке:


ISO 2000; 48,4 мм; f/4; 1/30 c

Конечно, в условиях плохого освещения людей снимать сложнее. Они постоянно двигаются и даже если попросить их не двигаться, мало у кого это удаётся. Приходится максимально «задирать» ISO, хотя и это не спасает от малой выдержки и эффекта «шевеленки», как результата:


ISO 3200; 18 мм; f/2,8; 1/17 c

Тем не менее, по этому снимку видно, что даже при ISO 3200 камера X-E1 может выдавать сносную картинку и при должной обработке и из этого снимка может что-то годное получится. Вопрос только в том, где этот снимок потом надо использовать.

Макро

Макросъёмка и телефото - это, наверное, единственное, в чём «мыльницы» функционально лидируют. Никаких дорогих объективов, макроколец и прочих аксессуаров - только камера и стандартный несъёмный объектив. В «серьёзных» же фотоаппаратах далеко на каждый объектив, на котором написано «макро», может сфокусироваться на пыли, попавшей на переднюю линзу.

Так и здесь - в режиме макро снимать сетчатку глаз кузнечика не получится. Разве что, монетки крупным планом.


ISO 3200; 18 мм; f/2,8; 1/30 c

Видео

Как и предшественница, X-Pro1, камера X-E1 снимает видео неважно. Во-первых, хоть тут и Full HD разрешение, всё же частота кадров 24 кадра в секунду для любительского видео маловата. А во-вторых, эффект смазывания движущихся объектов никуда не делся - если, например, ехать на машине или поезде и снимать проносящиеся в окне столбы - они получатся наклонными. Чем быстрее движется машина - тем больше наклон. Уже при скорости около 60 км/ч наклон достигает почти 45 градусов. Такая вот получается несостыковка: снимать видео можно, но движущиеся объекты - нежелательно.

Аккумулятор

Конечно, в чём беззеркалки, наверное, всегда будут отставать от зеркалок - во времени автономной работы. Сам производитель заявляет, что на полностью заряженный X-E1 можно сделать примерно 350 кадров и это число близко к истине. Хотя у меня камера делала и больше снимков. Но у меня вообще почему-то фотоаппараты дольше держат заряд, чем у других журналистов. Возможно, как раз потому, что я крайне редко пользуюсь вспышкой. В любом случае, на один съёмочный день камеры точно хватит. Может быть такое, что хватит и на второй, но лучше не рисковать - нет ничего хуже разрядившейся в самый интересный момент камеры.

Кстати, съёмка видео также сильно подкашивает аккумулятор. Если даже индикатор показывает две из трёх «палок», стоит включить видео - за пару минут получите красный мигающий пустой индикатор.


Итого

Слово «профессионал» применительно к фотографии в пресс-релизах нужно делить на два. Я не уверен, что именно солидные дядьки, зарабатывающие фотосъёмкой не только на хлеб, но и на Мальдивы, накупившие себе оптики на несколько миллионов, вдруг заинтересуются беззеркальной камерой Fujifilm X-E1. Да и для компактной «всегда с собой» камеры она не такая уж компактная, та же Fujifilm X100 предпочтительнее (а некоторым, в том числе, и автору обзора, и «мыльничной» Х10/Х20 хватает). С другой стороны, X-E1 может заинтересовать продвинутых любителей - этот фотоаппарат действительно предоставляет весьма хорошее качество при не самой высокой цене.

Наверняка в меня полетят помидоры, но я бы даже сказал, что беззеркалки от Fujifilm - лучшие по качеству матриц, оптики и, как следствие, готовых снимков. Именно среди беззеркалок. И в этом смысле X-E1 - очередное звено в эволюции, после X-Pro1. Жаль только, что камера так и не научилась снимать видео на приемлемом уровне (беззеркалки Sony и Panasonic здесь вне конкуренции) и скорость автофокуса по-прежнему оставляет желать лучшего. Кто знает, быть может следующая ступень эволюции беззеркалок Fujifilm избавится и от этих проблем?

Про фотокамеру Fuji X-E1 мне есть что сказать, потому обзор будет состоять из двух частей. Первая часть будет касаться эргономики камеры и вы увидите её сегодня. А вторая часть будет касаться качества снимков, шумов, цветопередачи и проч.

Камера Fuji X-E1 представленная в обзоре малопользованная, но не новая, потому в ребристой поверхности объектива накопилось немало пыли.

Разные производители фотооптики используют разный тип «шершавой» поверхности на фокусировочном кольце объектива. В результате этого на объективах одной фирмы пыль не задерживается, а в мелкие щели покрытия другого объектива (вот как у Fuji) набивается тонна мелкой пыли, которая сильно портит внешний вид изделия. Кажется, что он уже сильно б.у.

Резюмируя по камере Fuji X-E1

Нельзя отрицать, что Fuji X-E1 - красивая камера. Мне определенно нравится её дизайн и я даже готов бы был пойти на некоторые неудобства в плане эргономики (очень хочется иметь красивую камеру для повседневной съемки!). Но неудобств так много, что это противоречит здравому смыслу. Так ли много нынче ценителей плёночных камер? Нужно честно признаться себе, что нам нравится дизайн, а не эргономика палеозойской эры.

Сделайте бутафорские колёсики, если уж так нужно их разместить для полной идентичности дизайна, но оставьте управление кнопками. Какой смысл в колесе выдержек, на котором нельзя выбрать любую выдержку, а нужно опять обращаться к кнопкам?

Качество корпуса фотокамеры Fuji X-E1 у меня не вызвало эйфориии, как у некоторых других обозревателей. Она показалась более хрупкой, нежели зеркальные камеры, но достаточно крепкой, чтобы это не было проблемой.

Сильно расстраивает устойчивость связки камеры Fuji X-E1 и китового объектива к контровому свету. Кадры оказываются нещадно засвеченными. Такое иногда встречалось на камерах Sigma DP , но не было такой большой проблемой, как на Fuji . И

Цвет. Камера имеет проблемы с определением правильного баланса белого. Добиться от неё вменяемых цветов невозможно даже с серой картой. Она изначально предназначена, чтобы стилизовать фото под что-то, тонировать его, а не получить правильную картинку. Не уверен, что с этой камерой вообще имеет смысл снимать в RAW. Этот момент опять возвращает нас мысленно к камерам Sigma DP , где было сложно получить правильный цвет.

Детализация снимка. Надо сказать, что китовый объектив очень плох и с ним мало реально проверить детализацию камеры. Но я попробовал камеру и с Carl Zeiss Makro- 50/2 ZE через адаптер. У камеры нет никаких преимуществ по разрешению по сравнению с обычными байеровскими сенсорами.

Шумы . У камеры поменьше шумов, чем у Canon 5D mark II . Не принципиально, но поменьше. Видимо, плата за это — меньшее разрешение, потому что снимки выглядят немного «замыленными». Не исключен аппаратный шумодав, хотя утверждать это пока не буду (для Sony A7s, например, есть тесты, подтверждающие аппаратный шумодав на ISO 3200 и выше).

Сменные объективы . Китовый объектив от Фуджи — барахло. Родные хорошие объективы стоят дорого. Многие любители мануального фокуса мечтают поставить на эту камеру объективы Leica M . Придётся их разочаровать. Во-первых, у камеры достаточно низкое разрешение, которое не реализует возможности современных объективов на Leica M . Во-вторых, все беззеркалки с установленными объективами Leica-M сталкиваются с проблемой малого расстояния от задней линзы объектива до сенсора. Выражается это в колоршифте и падении разрешения по краям снимка. Этой проблемой не страдают только фотокамера Leica , для которых эти объективы и предназначены. Так что увы и ах — не получится получить Leica за малые деньги.

Итого . При относительно высокой цене камеры мы имеет целую кучу проблем. Единственное, что останавливает от того, чтобы сразу избавиться от этой камеры — её неповторимый внешний вид и обещание эмулировать плёнку. Т.е. эта камера (Fuji X-E1) исключительно для любителей стилизации под плёнку, не претендующая ни на какие революционные решения. Если позиционировать её таким образом, то камера Fuji X-E1 - хорошее начало, чтобы в дальнейшем довести её до ума.

Молодцы Fuji , что Вы есть, но надеюсь, что следующие инкарнации данной камеры (они все выглядят на доработка одной и той же модели) намного более удачны!

Бонус — немного юмора


Тип матрицы
CMOS
CMOS
CMOS Физический размер матрицы
23,6x15,6 мм
23,6x15,6 мм
23,6x15,6 мм
Кроп-фактор
1,5
1,5
1,5
Общее число пикселов
16,3 млн.
16,3 млн.
24,7 млн.
Число эффективных пикселов
16,3млн. 16,3млн. 24,3 млн.
Максимальное разрешение
4896х3264 пикс.
4896х3264 пикс.
6000х4000 пикс.
Чувствительность
100 - 3200 ISO, Auto ISO, ISO6400, ISO12800, ISO25600
200 - 3200 ISO, Auto ISO, ISO6400, ISO12800, ISO25600
100 - 1600 ISO, Auto ISO, ISO6400, ISO12800
Скорость съёмки
6 кадр./сек
6 кадр./сек
10 кадр./сек.
Байонет
Fujifilm X Mount
Fujifilm X Mount
Sony E
Видоискатель
электронный
гибридный
электронный
ЖК-экран
2,8’’, 460000 пикс.
3’’, 1230000 пикс.
3’’, 921600 пикс.
Выдержка
30 - 1/4000
30 - 1/4000
30 - 1/4000
Ручные режимы
есть
есть
есть
Карты памяти
SD, SDHC, SDXC
SD, SDHC, SDXC
SD, SDHC, SDXC, Memory Stick Pro Duo
Форматы изображения
JPEG, RAW
JPEG, RAW
JPEG, RAW
Ёмкость аккумулятора
350 фотографий
300 фотографий
430 фотографий
Формат записи видео

1920x1080 пикс., 24 кадр./сек.
1920x1080 пикс., 60 кадр./сек.
Габариты и вес (без объектива)
129х75х38 мм, 350 г
140х82х43 мм, 450 г
120x67x43 мм, 350 г
Цена (body)
40000 руб.
50000 руб.
40000 руб.
Цена (с kit-объективом 18-55)
50000 руб.
43000 руб.

сайт

Из таблицы становится ясно, что X-E1 - это не столько новая модель, сколько «работа над ошибками». Убрали сложную и дорогую конструкцию гибридного видоискателя - фотоаппарат стал компактнее, легче и дешевле. Как мне кажется, в таком случае могли бы отказаться от видоискателя совсем, но это лично моё мнение - просто я не вижу смысла в электронных видоискателях. Даже на солнце яркости ЖК-экрана в X-E1 достаточно, чтобы видеть, что снимаешь.

Также оптимизировали аккумулятор - он стал работать заметно дольше. Это важный момент, т.к. автономность - главное слабое звено беззеркалок по сравнению с зеркалками.

Матрица осталась та же - X-Trans CMOS с базовым цветным фильтром. Конечно, жаль, что здесь никаких изменений (особенно с учётом низкого качества видеосъёмки), но в целом-то матрица неплохая. Напомню, у этой матрицы отсутствует низкочастотный фильтр, который производитель фотоаппарат обычно ставят для предотвращения эффекта муара. Здесь же для борьбы против муара Fujifilm используют нерегулярное расположение цветных фильтров (субпикселей) на матрице (подробное описание механизма возникновения муара и как расположение субпикселей влияет на него достойно отдельной статьи).

Также стоит рассказать и о новом объективе, ведь, именно с ним Fujfilm X-E1 красуется на всех рекламных фотографиях. Речь идёт о зум-объективе 18-55/2.8-4 OIS. Из спецификации понятно, что объектив имеет переменное фокусное расстояние от 18 мм до 55 мм (от 27 мм до 83 мм в 35мм-эквиваленте), минимальное диафрагменное число от 2,8 в широкоугольном положении до 4 в положении теле (это гораздо лучше типичных 3,5-5,6 от большинства производителей, в том числе, Sony) и систему стабилизации. Стоит новый объектив до 30 тысяч рублей, так что, на сегодняшний день, это самый дорогой объектив для байонета Fujifilm X-Mount. Получается, что гораздо выгоднее покупать камеру X-E1 в комплекте с ним - в этом случае он обойдётся в 10000 рублей, что аж в 3 раза дешевле.

Кстати, в скором времени (в 2013-м году) Fujifilm планирует выпустить ещё два зум-объектива: телеобъектив 55-200/3.5-4.8 и сверхширокоугольник 10-24/4. За оба объектива можно порадоваться, особенно за 55-200 - очень уж приятно видеть такую светосилу у зум-телевика, особенно, если он не будет стоить как самолёт.

Внешний вид и управление

Корпус Fujifilm X-E1 во многом похож на X-Pro1, только габариты поменьше. Впрочем, у нас на тесте была сплошь чёрная камера, которая, как мне кажется, заметно скучнее, чем вот серебристая.

Управление камерой напоминает одновременно и старые плёночные фотоаппараты (вроде Leica или «Зенит» - кому что было по карману) и современные зеркальные. Также Fujifilm X-E1, если смотреть на заднюю поверхность, можно спутать с продвинутой «мыльницей» Fujifilm X10 - компания стремится к единству дизайна и это, пожалуй, даже хорошо. Модели различаются размерами, но сохраняют форму и общие принципы управления.


Впрочем, у непосвящённых может возникнуть вопрос: а где же здесь колесо режимов? Как, например, войти в режим приоритета диафрагмы (когда фотограф выставляет только размер диафрагмы и светочувствительность, а фотоаппарат автоматически подстраивает выдержку) или включить полный автомат?

В отличие от фикс-объективов, вышедших на рынок одновременно с X-Pro1, у зум-объектива 18-55мм колесо управления диафрагмой не имеет фиксированных положений - его можно бесконечно прокручивать. Посмотреть выбранное значение диафрагмы можно лишь на дисплее фотоаппарата, а для переключения в режим автоматического выбора диафрагмы предусмотрен ползунок сбоку объектива, расположенный над ползунком переключения стабилизатора.

Управление же выдержкой осуществляется при помощи колеса на верхнем торце корпуса камеры - там, среди прочих, есть и значение «А», то есть, автомат.

Соответственно, для того, чтобы войти в режим приоритета диафрагмы, нужно выбрать вручную диафрагму (ползунок на объективе в положение, отличное от «А») и выставить выдержку на «А». А для режима приоритета выдержки нужно сделать всё наоборот. Полностью автоматический режим, как нетрудно догадаться, включается при установке обоих параметров в «А».


Наверняка по фотографиям вы уже заметили, что выбор значений выдержки на колесе не так уж велик. Для длинных выдержек (при съёмке со штативом) можно пользоваться или синхронизатором или таймером. Также более гибко (с шагом 1/3 EV) выдержку можно устанавливать подкручивая колесо управления.

Также на корпусе, сверху, можно обнаружить колесо поправки экспозиции. Им можно пользоваться в полуавтоматических и автоматических режимах.

Спереди, на корпусе, можно заметить переключатель между положениями «M», «С» и «S». Эти буквы имеют отношение к режиму фокусировки. М - ручная фокусировка, C - автоматическая постоянная (работает, пока включён режим съёмки), S - автоматическая для одного кадра (автофокус срабатывает, когда кнопка спуска затвора нажата наполовину). На объективе есть кольцо фокусировки, так что, фокусироваться вручную здесь даже удобнее, чем на зеркальных камерах с оптическим видоискателем - ведь, на ЖК-экране можно увеличить видимое изображение. Кстати, стоит упомянуть, что со скоростью фокусировки у X-E1 беда. Такая же беда, как и на X-Pro1. А если точнее - автофокус работает долго и в темноте часто промахивается, потому, если вы не хотите настраивать фокус вручную, поставьте переключатель режимов фокусировки в положение «C» - это поможет хоть немного выиграть время, хотя аккумулятор будет разряжаться быстрее.

На задней поверхности камеры, где экран, можно обнаружить немалое количество кнопок - на все случаи жизни. Есть тут и управление встроенной вспышкой, и шифт-кнопки управления рамкой автофокуса (AF) и способом экспозамера (AE) - для изменения значения нужно покрутить колесо управления, расположенное справа-вверху. Также не обошлось и без ставших стандартными для многих камер курсорных кнопок и кнопки «меню».

Кнопка «View Mode» позволяет переключаться между экраном, электронным видоискателем (напомню, здесь, в отличие от X-Pro1 видоискатель не гибридный, а потому имеет только один режим работы) и автоматическим выбором - если присмотреться, можно заметить окошки датчика приближения справа от видоискателя. В режиме автоматического выбора отображения, камера сама определяет, где показывать картинку: на экране или в видоискателе. Стоит вам приблизить камеру к лицу - активируется видоискатель и выключается экран. Отдалить - экран включается.

Объектив 18-55мм



Как-то так исторически сложилось, что объектив с переменным фокусным расстоянием 18-55мм стал стандартом «кита» для многих фотоаппаратов. Качество этих объективов, впрочем, сильно варьируется от производителя к производителю, а кроме того, у некоторых компаний есть профессиональный вариант такого объектива, например 17-55/2.8 у Canon.

Fujifilm решили выбрать средний вариант между «затычкой для байонета», как иногда называют в народе дешёвые kit-объективы, и профессиональной оптикой. У входящего в комплект c Fujifilm X-E1 объектива переменная светосила, что отличает его от профессиональной оптики, но при этом она на 2/3 ступени выше, чем у типичных «китов». А это значит, что для тех же условий съёмки и значений ISO выдержку на таком объективе можно выбирать почти в два раза дольше.

Но дело, конечно, не только в светосиле. Другие важные характеристики оптики: резкость, отсутствие геометрических искажений, виньетирования, хроматических аббераций. По всем этим параметрам Fujifilm 18-55мм можно назвать хорошим объективом. Не профессиональным, конечно, но хорошим.

Примеры фотографий

Но перейдём, наконец, к самому главному - к фотографиям. Зима в Москве - не самое светлое время года, но для тестирования фотоаппарата это и хорошо. Я специально постарался сосредоточиться на съёмке при недостаточном освещении, т.к. при хорошем даже некоторые мобильные телефоны научились выдавать (при определённых условиях и «прямых руках» фотографа) неплохую картинку. Даже более того - на тестовые фотографии при ярком солнце иногда и смотреть скучно: без обработки они часто выглядят достаточно тускло и иногда даже не знаешь, чему тут радуется автор - вроде тестируется фотоаппарат за 30-40-50 тысяч, а картинка «обычная».

Что же нам говорят фотографии при плохой освещённости? Во-первых, они говорят нам о «шумности» матрицы. Особенно при высоких значениях ISO (светочувствительности). Известно, что чем выше светочувствительность - тем заметнее цифровой шум, который представляет собой пиксели, яркость и цвет которых отличаются от фона. Высокая светочувствительность нужна для сохранения малой выдержки при съёмке с плохим освещением.

Во-вторых, посмотрим, как влияет увеличение ISO на резкость фотографий. Ну и в-третьих, оценим цветопередачу и адекватность замера баланса белого.

Камера Fujifilm X-E1 умеет сохранять фотографии в два формата: RAW (12 бит) и JPEG. Так как камера позиционируется как «профессиональная», будем говорить о съёмке в RAW - тем более, что автоматические режимы в X-E1 далеко не сильная сторона. Все фотографии, представленные в обзоре, прошли базовую обработку в Lightroom из RAW в JPEG, оригинальные фотографии вы можете скачать по ссылке: http://yadi.sk/d/cTwWoStt2R7UA

В помещении

На этих двух фотографиях хорошо виден диапазон фокусных расстояний зум-объектива. Первая снята на широком угле:

ISO 250; 18 мм; f/2,8; 1/30 c

Вторая - в положении теле:


ISO 500; 55 мм; f/4; 1/30 c

Чтобы оценить резкость, возьмём фотографию плюшевых игрушек:

ISO 320; 18 мм; f/2,8; 1/30 c

И вырежем из неё медведя по центру, чтобы показать изображение 1:1:

Кстати, если вы скачаете архив с RAW-файлами, то сможете проделать это сами с любой фотографией.

Как видно, у Fujifilm X-E1 очень высокая резкость. Фотографии можно сильно обрезать и они не потеряют в чёткости. Кстати, именно поэтому наличие зум-объектива не так уж обязательно - достаточно какого-нибудь одного «фикса». Другое дело, что на широкоугольный фикс-объектив не снимешь нормальный портрет, а на портретный объектив сложно снимать интерьеры и некоторые пейзажи - в кадр помещается намного меньше, чем хотелось бы. Так что, если пользоваться «фиксами», то нужно носить, как минимум, два. Тем более, от фуджифильмовского 60/2.4 толку мало - и для теле и для макро у него слишком маленькое фокусное расстояние.

Впрочем, в обычной жилой комнате освещение, как правило, хуже, чем в торговых центрах. Потому на следующих кадрах значение ISO выше:


ISO 1600; 55 мм; f/4; 1/30 c

ISO 1600; 55 мм; f/4; 1/30 c


Как видно, даже при ISO 1600-2500 уровень шумов остаётся приемлемым. Лично я с пренебрежением отношусь к встроенным вспышкам, а с камерой Fujifilm X-E1 получалось и в тусклом помещении делать резкие снимки, не боясь «задрать» ISO.

На улице

Типичный фотолюбитель чаще всего просто ходит с фотоаппаратом по улице и снимает то, что он видит. В этом режиме важнее всего быстрый автофокус и некий баланс между автоматикой фотоаппарата и навыками фотографа. То есть, камера должна оптимально дополнять фотографа. Не многие хотят тратить время на подстройку выдержки или ISO на улице, поэтому хорошо бы, чтобы камера сама подбирала наиболее подходящие значения.

И если с фокусом у X-E1 не всё гладко, с остальным - проблем нет. В настройках фотоаппарата можно выставить автоматическое определение ISO, причём, задать и верхнее значение (как и в прочих фотоаппаратах Fujifilm). Чаще всего я выставлял верхнюю границу 1600, иногда 3200. Вообще, X-E1 не боится «задрать» ISO и довольно часто выбирает значение, близкое к максимальному. Но поначалу этого боялся я - думал, что такие снимки придётся сразу в корзину отправлять. Однако в этом смысле камера превзошла ожидания.

ISO 3200; 18 мм; f/2,8; 1/20 c



Тот же вид, но с полным зумом:

ISO 1250; 55 мм; f/4; 1/30 c

А вот ещё один хороший пример для проверки резкости - и как раз при высоком значении ISO. Машины на улице были одеты в вязаные «одежды»:

ISO 2500; 18 мм; f/2,8; 1/30 c

На кропе хорошо видно, что даже несмотря на высокое ISO, вязаная текстура хорошо различима:

ISO 1000; 18 мм; f/2,8; 1/30 c

ISO 2500; 34,3 мм; f/3,6; 1/30 c


Портреты

Конечно, лучше всего для портретов подходят фикс-объективы с диафрагменным числом 1,4 или 1,8. Их любят за малую ГРИП (глубину резкости изображаемого пространства), позволяющую легко отделить главный объект (человека) от фона. Однако и объективом 18-55мм можно делать неплохие портретные снимки.

Как я уже сказал, формат файлов RAW, сохраняемых камерой Fujifilm X-E1, имеет разрядность 12 бит. У того же Nikon D7000 (который, к слову, стоит дешевле) разрядность 14 бит - то есть, динамический диапазон выше. Однако и X-E1 умеет делать мягкие тона кожи:

ISO 1250; 40,7 мм; f/4; 1/30 c

Есть возможность делать снимки и с малой ГРИП - нужно лишь расположить объект съёмки поближе к фотоаппарату. В результате, фон рисуется с так любимым фотографами эффектом боке:


ISO 2000; 48,4 мм; f/4; 1/30 c

Конечно, в условиях плохого освещения людей снимать сложнее. Они постоянно двигаются и даже если попросить их не двигаться, мало у кого это удаётся. Приходится максимально «задирать» ISO, хотя и это не спасает от малой выдержки и эффекта «шевеленки», как результата:


ISO 3200; 18 мм; f/2,8; 1/17 c

Тем не менее, по этому снимку видно, что даже при ISO 3200 камера X-E1 может выдавать сносную картинку и при должной обработке и из этого снимка может что-то годное получится. Вопрос только в том, где этот снимок потом надо использовать.

Макро

Макросъёмка и телефото - это, наверное, единственное, в чём «мыльницы» функционально лидируют. Никаких дорогих объективов, макроколец и прочих аксессуаров - только камера и стандартный несъёмный объектив. В «серьёзных» же фотоаппаратах далеко на каждый объектив, на котором написано «макро», может сфокусироваться на пыли, попавшей на переднюю линзу.

Так и здесь - в режиме макро снимать сетчатку глаз кузнечика не получится. Разве что, монетки крупным планом.


ISO 3200; 18 мм; f/2,8; 1/30 c

Видео

Как и предшественница, X-Pro1, камера X-E1 снимает видео неважно. Во-первых, хоть тут и Full HD разрешение, всё же частота кадров 24 кадра в секунду для любительского видео маловата. А во-вторых, эффект смазывания движущихся объектов никуда не делся - если, например, ехать на машине или поезде и снимать проносящиеся в окне столбы - они получатся наклонными. Чем быстрее движется машина - тем больше наклон. Уже при скорости около 60 км/ч наклон достигает почти 45 градусов. Такая вот получается несостыковка: снимать видео можно, но движущиеся объекты - нежелательно.

Аккумулятор

Конечно, в чём беззеркалки, наверное, всегда будут отставать от зеркалок - во времени автономной работы. Сам производитель заявляет, что на полностью заряженный X-E1 можно сделать примерно 350 кадров и это число близко к истине. Хотя у меня камера делала и больше снимков. Но у меня вообще почему-то фотоаппараты дольше держат заряд, чем у других журналистов. Возможно, как раз потому, что я крайне редко пользуюсь вспышкой. В любом случае, на один съёмочный день камеры точно хватит. Может быть такое, что хватит и на второй, но лучше не рисковать - нет ничего хуже разрядившейся в самый интересный момент камеры.

Кстати, съёмка видео также сильно подкашивает аккумулятор. Если даже индикатор показывает две из трёх «палок», стоит включить видео - за пару минут получите красный мигающий пустой индикатор.


Итого

Слово «профессионал» применительно к фотографии в пресс-релизах нужно делить на два. Я не уверен, что именно солидные дядьки, зарабатывающие фотосъёмкой не только на хлеб, но и на Мальдивы, накупившие себе оптики на несколько миллионов, вдруг заинтересуются беззеркальной камерой Fujifilm X-E1. Да и для компактной «всегда с собой» камеры она не такая уж компактная, та же Fujifilm X100 предпочтительнее (а некоторым, в том числе, и автору обзора, и «мыльничной» Х10/Х20 хватает). С другой стороны, X-E1 может заинтересовать продвинутых любителей - этот фотоаппарат действительно предоставляет весьма хорошее качество при не самой высокой цене.

Наверняка в меня полетят помидоры, но я бы даже сказал, что беззеркалки от Fujifilm - лучшие по качеству матриц, оптики и, как следствие, готовых снимков. Именно среди беззеркалок. И в этом смысле X-E1 - очередное звено в эволюции, после X-Pro1. Жаль только, что камера так и не научилась снимать видео на приемлемом уровне (беззеркалки Sony и Panasonic здесь вне конкуренции) и скорость автофокуса по-прежнему оставляет желать лучшего. Кто знает, быть может следующая ступень эволюции беззеркалок Fujifilm избавится и от этих проблем?